О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ НОВОСТИ НОВОСТИ



Центры русской традиционной культуры Омской области

Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия Омской области

Сказочная традиция русских старожилов (чалдонов) Большеуковского района Омской области в репертуаре А.С. Кожемякиной
Сказочная традиция русских старожилов (чалдонов) Большеуковского района Омской области в репертуаре А.С. Кожемякиной

В статье идет речь о сказочном репертуаре жительницы с. Савиново Большеуковского района Омской области Анастасии Степановны Кожемякиной, от которой в 1950-е гг. известный омский краевед И.С. Коровкин записал 40 сказок. Репертуар А.С. Кожемякиной представляет русскую старожильческую традицию сел, расположенных вокруг Московско-Сибирского тракта. Сказки разнообразны по жанровому составу: богатырская, волшебные, бытовые, о животных, сатирические. Запись такого количества сказок от одного исполнителя – большая удача, так как дает возможность исследовать не только манеру «сказывания» одного исполнителя, но и увидеть процессы бытования традиции в целом. Репертуар А.С. Кожемякиной может стать основой для сравнительного анализа текстов, зафиксированных в Большеуковском районе от других рассказчиков.

Певческая традиция украинских переселенцев с. Ганновка Одесского района Омской области
Певческая традиция украинских переселенцев с. Ганновка Одесского района Омской области

Певческая традиция народных исполнителей села Ганновка Одесского района Омской области представляет собой уникальное самобытное явление народной музыкальной культуры Сибири. Село было основано в 1907 году переселенцами из Полтавской и Харьковской губерний. Самобытный фольклор потомков украинских переселенцев преимущественно из Полтавской губернии в живом бытовании до сегодняшнего дня сохранился в селе участниками фольклорного ансамбля «Калынонька» – носителями певческой традиции. Жители Ганновки сохранили обширный песенный репертуар в сфере обрядового фольклора, полноту украинского свадебного обряда, мастерство ансамблевого исполнения. В ходе экспедиций 2002-2017 гг. собирателям удалось записать достаточно обширный материал, множество свадебных обрядовых песен. Образцы, записанные от ганновских исполнителей, полно отражают стилистику украинского репертуара, основу которого составили свадебные обрядовые песни, лирические песни позднего происхождения, календарно-обрядовые песни. В общей сложности было зафиксировано 73 образца, записанных от участников фольклорного ансамбля «Калынонька».

Певческое искусство Александры Марковны Долгушиной и Екатерины Ивановны Терлеевой (с. Крутинка Крутинского района Омской области)
Певческое искусство Александры Марковны Долгушиной и Екатерины Ивановны Терлеевой (с. Крутинка Крутинского района Омской области)

Певческое искусство Александры Марковны Долгушиной и Екатерины Ивановны Терлеевой из с. Крутинка Крутинского района Омской области относится к выдающимся явлениям народной музыкальной культуры Сибири. Среди песенных традиций Омской области крутинская – одна из самых ярких и сложных в исполнительском плане, значительно отличается от стиля других этнографических групп Омского Прииртышья. Дуэт уникален своим репертуаром и мастерским виртуозным исполнением песен. В ходе экспедиций 1993-2001 гг. от исполнителей был записан значительный песенный репертуар, основу которого составили лирические, рекрутские, вечёрочные и свадебные песни. В общей сложности было зафиксировано 58 песенных образцов с вариантами, записанными от певческого дуэта и отдельных исполнителей. Крутинские исполнители – мастера народного пения высокого уровня. Песни данной традиции отличает широта мелодического диапазона, изобилие распевов и специфических исполнительских приёмов, прекрасная сохранность протяжённых песенных текстов, изобилие мелизматики. Исполнители в совершенстве владели навыками импровизации и варьирования.

Творческое наследие народного исполнителя Ивана Мироновича Субботина (с. Михайловка Колосовского района Омской области)
Творческое наследие народного исполнителя Ивана Мироновича Субботина (с. Михайловка Колосовского района Омской области)

Иван Миронович Субботин – носитель традиционной культуры русских старожилов Сибири, уроженец деревни Михайловка Колосовского района Омской области, мастер-песельник, сказочник. В общей сложности в ходе проведения экспедиций 1991-2005 годов от исполнителя был собран богатейший песенный репертуар – 83 образца с вариантами, записанными в разных певческих составах. Основу творческого наследия Ивана Мироновича составляют лирические, вечёрочные, солдатские и шуточные песни. Важную часть творческого наследия И.М. Субботина составляют словесные жанры: сказки, былички, рассказы. Огромный жизненный опыт, образная речь, яркая певческая манера и непревзойдённый талант рассказчика характеризуют исполнителя как уникальную творческую личность.

Песенные традиции старожилов с. Бергамак Муромцевского района Омской области
Песенные традиции старожилов с. Бергамак Муромцевского района Омской области

Певческая традиция села Бергамак Муромцевского района Омской области представляет собой яркий колоритный образец народно-песенной культуры русских старожилов Омской области. Село Бергамак – самое старое русское поселение Притарья, основано в 1668 году. Бергамакская традиция относится к числу традиций с усечённым жанровым составом, типичным для старожильческих поселений Омской области. В общей сложности в ходе проведения экспедиций 1979-2011 гг. от исполнителей был записан значительный песенный репертуар – 150 образцов с вариантами, записанными от разных певческих составов. Основу творческого наследия традиции составили вечёрочные, хороводные и лирические песни позднего происхождения. Бергамакские певческие ансамбли продемонстрировали яркие варианты распространённых песенных сюжетов, развитую многоголосную фактуру и певческое мастерство ансамблевого музицирования.

Предания восточнославянского населения Омского Прииртышья
Предания восточнославянского населения Омского Прииртышья

ПРЕДАНИЯ – устные народные прозаические произведения, которые рассказывают об исторических событиях или исторических лицах, демонстрируя народный взгляд на историю. Предания кратки, одно– или несколько– эпизодны, не выделены из общего потока речи и потому не имеют устойчивого текста. Устойчивы в них мотивы.

Содержание преданий – события местной истории. Для русскоязычного населения Сибири – это, прежде всего, заселение края. Тексты Омской области условно отражают все его основные этапы.

Мифологическая проза восточнославянского населения Омского Прииртышья
Мифологическая проза восточнославянского населения Омского Прииртышья
Прииртышье, как и все регионы Сибири является уникальным местом, где сосуществовали, развивались параллельно, переплетались и взаимодействовали разные этнические традиции. Эта разница проявляется не только на уровне не родственных и родственных этносов, но и на уровне одноэтнических переселенцев разных губерний. Каждая такая традиция требует отдельного рассмотрения и изучения.
Однако за все годы собирательской работы в регионе специальных полевых исследований, направленных на различие и взаимодействие традиций, не предпринималось. В то же время на сегодняшний день в различных фольклорных собраниях накоплено достаточно много материала, позволяющего такие исследования проводить.

Сказочные традиции семьи Матюковых-Малаховых (Седельниковский район Омской области)
Сказочные традиции семьи Матюковых-Малаховых (Седельниковский район Омской области)

Усвоение сказочного репертуара наследниками традиции происходило и происходит по определённой схеме. Каждый сказочник семейной династии Матюковых-Малаховых располагает сказки в своём репертуаре в определенном, значимом для него порядке. Зависит это, видимо, от процесса восприятия и усвоения.

Выстроить определённый порядок репертуара каждого сказочника – задача не из простых, в особенности, если «ученик» имел в своей практике несколько учителей. Ребёнок не просто запрашивает конкретные сказки в нужном ему порядке, а затем пользуется сказочными формулами в своей речи – он таким образом познаёт внешний мир.

Традиция изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Традиция изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Село Богодуховка Павлоградского района Омской области было образовано в 1908 году. Основу населения составили переселенцы из Харьковской (в большей степени) и Херсонской губерний Российской империи. Жители Богодуховки донесли в памяти до настоящего времени полноту украинского свадебного обряда, яркую образную народную речь, обширный песенный репертуар в своеобразной сибирской версии. В результате полевых сборов 2006-2010 гг. были собраны этнографические материалы по проведению свадебного обряда, свадебному фольклору, технологии изготовления обрядовой атрибутики (обрядового дерева, венка невесты и пр.), одежды, пищи (различные виды ритуальных хлебов), зафиксированные в видеоматериалах, репортажных описаниях, фотографиях. Одним из главных атрибутов украинской невесты был свадебный головной убор. Венок занимал одно из главных мест в свадебной обрядности, в нем невеста пребывала большую часть обряда. Головной убор невесты с. Богодуховка представляет собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе растительного орнамента – двухъярусный венок с фатой из трех оборок и лентами.

Певческая традиция украинских переселенцев (с. Воронцовка Полтавского района Омской области)
Певческая традиция украинских переселенцев (с. Воронцовка Полтавского района Омской области)

Творческое наследие народных исполнителей села Воронцовка Полтавского района Омской области представляет собой уникальное самобытное явление народной музыкальной культуры Сибири. Воронцовка была основана в 1906 году переселенцами в большинстве из Полтавской губернии, а также из Черниговской, Херсонской, Харьковской, Киевской и Таврической губерний Российской империи. В результате полевых сборов 2006-2009 гг. в области календарной и свадебной обрядности были собраны песни, этнографическое описание свадьбы, необрядовая лирика, поминальные песнопения, инструментальные наигрыши. Жители Воронцовки сохранили обширный песенный репертуар в сфере обрядового фольклора, полноту украинского свадебного обряда, мастерство ансамблевого исполнения. В общей сложности было зафиксировано 80 образцов, записанных от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Традиции украшения "красного угла" русского старожильческого населения Омской области
Традиции украшения "красного угла" русского старожильческого населения Омской области

Традиции оформления красного угла на территории Омской области (юга западной Сибири) сохранились до наших дней достаточно фрагментарно, в силу различных исторических и экономических обстоятельств, но и они могут рассказать многое. Для более полного раскрытия материала мы пользовались несколькими источниками, это: архивные материалы и дореволюционные издания; современные исследования; этнографические коллекции музеев Омска и Омской области; материалы экспедиций «Сибирского культурного центра» - отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области; фольклорные экспедиции Омского государственного педагогического университета, проходившие по территориям Омской, части Курганской, Новосибирской, юге Тюменской областей с 1999 по 2016 годы. Очерченная нами для изучения территория обусловлена границами Омской области в интересующий нас период, поскольку не совпадает с имеющейся на сегодняшний момент.

Святочная обрядовая игра "Женитьба Терешки" белорусских переселенцев Омской области
Святочная обрядовая игра "Женитьба Терешки" белорусских переселенцев Омской области
Конец XIX – начало XX вв. – время массового переселения жителей центральных и западных округов России на территории Сибири и Дальнего Востока. Переселенцы старались селиться вместе, благодаря чему в Сибири появились «украинские», «эстонские», «вятские» и другие населенные пункты. Подобная картина наблюдалась и в Омском Прииртышье, где в северных районах в условиях самоизоляции культуры и языка был основан целый ряд белорусских деревень. Именно в условиях локализации национальной культуры белорусов на территории Омской области учеными-фольклористами фиксируются специфические составляющие белорусского народного календаря: волочебные, толочаные песни. К этой категории можно отнести и святочный обряд «Женитьба Терешки».

Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области представляет собой яркий колоритный образец народной певческой и инструментальной культуры Сибири, уникальное самобытное явление. Деревня была основана в 1907 г. переселенцами из Черниговской, Ульяновской и Брянской губерний. Максимовские исполнители, выходцы из Суражского района Брянской области, пограничного с Белоруссией, сохранили огромное песенное наследие брянских переселенцев. Так до конца XX века в репертуаре максимовцев сохранились множественные образцы семейно-бытового и календарного фольклора, что говорит об уникальности данной традиции. В ходе экспедиций 1995 и 1997 гг. от исполнителей был записан значительный песенный репертуар, основу которого составили свадебные, календарно-обрядовые песни осеннего цикла, лирические песни позднего происхождения, инструментальные наигрыши. В общей сложности было зафиксировано 65 образцов с вариантами,  записанными от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области представляет собой уникальное самобытное явление народной музыкальной культуры Сибири. Деревня была основана в период 1887-1895 гг. белорусскими переселенцами в большинстве из Витебской губернии. В результате полевых сборов 1990-2007 гг. в области календарной и свадебной обрядности были зафиксированы песни, комментарии к этнографическому описанию свадьбы, хороводы, необрядовая лирика, инструментальные наигрыши, «денисовская» кадриль. Считаясь полнокровными сибиряками, жители Денисовки донесли в памяти до начала XXI века обширный песенный репертуар в сфере свадебного и календарного обрядового фольклора, яркую образную народную речь, инструментальные жанры в своеобразной сибирской версии. В общей сложности было зафиксировано 40 образцов, записанных от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Исполнительское искусство частушечницы В. С. Горнасталёвой из с. Артын Муромцевского района Омской области
Исполнительское искусство частушечницы В. С. Горнасталёвой из с. Артын Муромцевского района Омской области
Валентина Степановна Горнасталёва – выдающаяся народная исполнительница улочных песен и припевок, мастер словесной и музыкальной импровизации в сочетании с пляской. Её природная одарённость, сочный голос, исключительная память и боевой наиболее ярко проявились в исполнении жизнеутверждающих припевок, сопровождавших всю её многотрудную жизнь.

Певческая традиция с. Талбакуль Колосовского района Омской области
Певческая традиция с. Талбакуль Колосовского района Омской области
Самобытная певческая традиция села Талбакуль – яркое явление народно-песенной культуры русских старожилов Омского Прииртышья, называющих себя коренными сибиряками. Сдержанно-суровый и вместе с тем энергично-экспрессивный характер вокального стиля талбакульцев выступает художественным выражением специфического типа культуры, сформированного в суровых сибирских условияхпотомками служилых людей и хлебопашцев. Своеобразный мелодизм талбакульских песен, яркие варианты на широко известные песенные сюжеты, развитая многоголосная фактура и особое исполнительское мастерство певческих групп выгодно выделяет талбакульскую в числе других локальных традиций русских сибиряков.

Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области
Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области
Песенная традиция села Крестики Оконешниковского района является частью народно-песенной культуры русских старожилов Омского Прииртышья, однако выделяется среди стилистически целостной русско-сибирской традиции раннего формирования как уникальная узколокальная певческая традиция. Крестинцы демонстрируют яркие мелодические варианты на распространённые песенные сюжеты и типовые напевы...

Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области
Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области
О традициях женского костюма на территории Омского Прииртышья говорить сложно, особенно, если речь идет о русском старожильческом населении. Крупицы информации в архивных документах, сведения из литературных источников, очерков, воспоминаний публицистов прошлого дают неполную, но иногда даже более достоверную картину, чем, к сожалению, музейные коллекции. Коллекции эти малочисленны, а большая часть их экспонатов – результат поздних сборов.

Традиции ковроткачества села Крестики Оконешниковского района Омской области
Традиции ковроткачества села Крестики Оконешниковского района Омской области
В настоящее время при разработке практически любой темы, касающейся той или иной области бытования традиционной культуры в конкретном регионе, приходится констатировать, что предшествующее годы, когда можно было фиксировать явление или в живом бытовании, а позже – в сохраненном в памяти информантов виде, можно назвать «временем упущенных возможностей».

Свадебная обрядность села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Свадебная обрядность села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Первые массовые поселения с компактным проживанием переселенцев из Украины возникли на территории Омской области в конце XIX – начале XX веков в период аграрного кризиса, когда началось интенсивное заселение южной части Западной Сибири. Поток переселенцев увеличился в 1906 г. в связи с государственной политикой по освоению Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа.




скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.
3. Протокол от 26.12.2017 г.

4. Протокол от 28.09.2018 г.
5. Протокол от 26.12.2018 г.
6. Протокол от 27.12.2019 г.