О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ


Центры русской традиционной культуры Омской области

Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия Омской области

Традиция изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Традиция изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Село Богодуховка Павлоградского района Омской области было образовано в 1908 году. Основу населения составили переселенцы из Харьковской (в большей степени) и Херсонской губерний Российской империи. Жители Богодуховки донесли в памяти до настоящего времени полноту украинского свадебного обряда, яркую образную народную речь, обширный песенный репертуар в своеобразной сибирской версии. В результате полевых сборов 2006-2010 гг. были собраны этнографические материалы по проведению свадебного обряда, свадебному фольклору, технологии изготовления обрядовой атрибутики (обрядового дерева, венка невесты и пр.), одежды, пищи (различные виды ритуальных хлебов), зафиксированные в видеоматериалах, репортажных описаниях, фотографиях. Одним из главных атрибутов украинской невесты был свадебный головной убор. Венок занимал одно из главных мест в свадебной обрядности, в нем невеста пребывала большую часть обряда. Головной убор невесты с. Богодуховка представляет собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе растительного орнамента – двухъярусный венок с фатой из трех оборок и лентами.

Певческая традиция украинских переселенцев (с. Воронцовка Полтавского района Омской области)
Певческая традиция украинских переселенцев (с. Воронцовка Полтавского района Омской области)

Творческое наследие народных исполнителей села Воронцовка Полтавского района Омской области представляет собой уникальное самобытное явление народной музыкальной культуры Сибири. Воронцовка была основана в 1906 году переселенцами в большинстве из Полтавской губернии, а также из Черниговской, Херсонской, Харьковской, Киевской и Таврической губерний Российской империи. В результате полевых сборов 2006-2009 гг. в области календарной и свадебной обрядности были собраны песни, этнографическое описание свадьбы, необрядовая лирика, поминальные песнопения, инструментальные наигрыши. Жители Воронцовки сохранили обширный песенный репертуар в сфере обрядового фольклора, полноту украинского свадебного обряда, мастерство ансамблевого исполнения. В общей сложности было зафиксировано 80 образцов, записанных от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Святочная обрядовая игра "Женитьба Терешки" белорусских переселенцев Омской области
Святочная обрядовая игра "Женитьба Терешки" белорусских переселенцев Омской области
Конец XIX – начало XX вв. – время массового переселения жителей центральных и западных округов России на территории Сибири и Дальнего Востока. Переселенцы старались селиться вместе, благодаря чему в Сибири появились «украинские», «эстонские», «вятские» и другие населенные пункты. Подобная картина наблюдалась и в Омском Прииртышье, где в северных районах в условиях самоизоляции культуры и языка был основан целый ряд белорусских деревень. Именно в условиях локализации национальной культуры белорусов на территории Омской области учеными-фольклористами фиксируются специфические составляющие белорусского народного календаря: волочебные, толочаные песни. К этой категории можно отнести и святочный обряд «Женитьба Терешки».

Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области представляет собой яркий колоритный образец народной певческой и инструментальной культуры Сибири, уникальное самобытное явление. Деревня была основана в 1907 г. переселенцами из Черниговской, Ульяновской и Брянской губерний. Максимовские исполнители, выходцы из Суражского района Брянской области, пограничного с Белоруссией, сохранили огромное песенное наследие брянских переселенцев. Так до конца XX века в репертуаре максимовцев сохранились множественные образцы семейно-бытового и календарного фольклора, что говорит об уникальности данной традиции. В ходе экспедиций 1995 и 1997 гг. от исполнителей был записан значительный песенный репертуар, основу которого составили свадебные, календарно-обрядовые песни осеннего цикла, лирические песни позднего происхождения, инструментальные наигрыши. В общей сложности было зафиксировано 65 образцов с вариантами,  записанными от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области
Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области представляет собой уникальное самобытное явление народной музыкальной культуры Сибири. Деревня была основана в период 1887-1895 гг. белорусскими переселенцами в большинстве из Витебской губернии. В результате полевых сборов 1990-2007 гг. в области календарной и свадебной обрядности были зафиксированы песни, комментарии к этнографическому описанию свадьбы, хороводы, необрядовая лирика, инструментальные наигрыши, «денисовская» кадриль. Считаясь полнокровными сибиряками, жители Денисовки донесли в памяти до начала XXI века обширный песенный репертуар в сфере свадебного и календарного обрядового фольклора, яркую образную народную речь, инструментальные жанры в своеобразной сибирской версии. В общей сложности было зафиксировано 40 образцов, записанных от разных певческих составов и отдельных исполнителей.

Исполнительское искусство частушечницы В. С. Горнасталёвой из с. Артын Муромцевского района Омской области
Исполнительское искусство частушечницы В. С. Горнасталёвой из с. Артын Муромцевского района Омской области
Валентина Степановна Горнасталёва – выдающаяся народная исполнительница улочных песен и припевок, мастер словесной и музыкальной импровизации в сочетании с пляской. Её природная одарённость, сочный голос, исключительная память и боевой наиболее ярко проявились в исполнении жизнеутверждающих припевок, сопровождавших всю её многотрудную жизнь.

Певческая традиция с. Талбакуль Колосовского района Омской области
Певческая традиция с. Талбакуль Колосовского района Омской области
Самобытная певческая традиция села Талбакуль – яркое явление народно-песенной культуры русских старожилов Омского Прииртышья, называющих себя коренными сибиряками. Сдержанно-суровый и вместе с тем энергично-экспрессивный характер вокального стиля талбакульцев выступает художественным выражением специфического типа культуры, сформированного в суровых сибирских условияхпотомками служилых людей и хлебопашцев. Своеобразный мелодизм талбакульских песен, яркие варианты на широко известные песенные сюжеты, развитая многоголосная фактура и особое исполнительское мастерство певческих групп выгодно выделяет талбакульскую в числе других локальных традиций русских сибиряков.

Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области
Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области
Песенная традиция села Крестики Оконешниковского района является частью народно-песенной культуры русских старожилов Омского Прииртышья, однако выделяется среди стилистически целостной русско-сибирской традиции раннего формирования как уникальная узколокальная певческая традиция. Крестинцы демонстрируют яркие мелодические варианты на распространённые песенные сюжеты и типовые напевы...

Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области
Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области
О традициях женского костюма на территории Омского Прииртышья говорить сложно, особенно, если речь идет о русском старожильческом населении. Крупицы информации в архивных документах, сведения из литературных источников, очерков, воспоминаний публицистов прошлого дают неполную, но иногда даже более достоверную картину, чем, к сожалению, музейные коллекции. Коллекции эти малочисленны, а большая часть их экспонатов – результат поздних сборов.

Традиции ковроткачества села Крестики Оконешниковского района Омской области
Традиции ковроткачества села Крестики Оконешниковского района Омской области
В настоящее время при разработке практически любой темы, касающейся той или иной области бытования традиционной культуры в конкретном регионе, приходится констатировать, что предшествующее годы, когда можно было фиксировать явление или в живом бытовании, а позже – в сохраненном в памяти информантов виде, можно назвать «временем упущенных возможностей».

Свадебная обрядность села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Свадебная обрядность села Богодуховка Павлоградского района Омской области
Первые массовые поселения с компактным проживанием переселенцев из Украины возникли на территории Омской области в конце XIX – начале XX веков в период аграрного кризиса, когда началось интенсивное заселение южной части Западной Сибири. Поток переселенцев увеличился в 1906 г. в связи с государственной политикой по освоению Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа.




скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.

3. Протокол от 26.12.2017 г.