О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ НОВОСТИ НОВОСТИ



Центры русской традиционной культуры Омской области

Песенные традиции старожилов с. Бергамак Муромцевского района Омской области

Певческая традиция села Бергамак Муромцевского района Омской области представляет собой яркий колоритный образец народно-песенной культуры русских старожилов Омской области. Село Бергамак Муромцевского района Омской области – самое старое русское поселение Притарья. Село основано в 1668 году как Бергамакская слобода Бергамакской волости Тарскаго уезда Тобольской губернии. Бергамак расположен на левом берегу реки Тара, в тринадцати километрах к северо-западу от районного центра посёлка Муромцево. Слобода была заложена по указу тобольского воеводы П.И. Годунова, изданному на основании челобитной крестьян, живших под Тарой. Село основал староста пашенных крестьян С. Расторгуев. В переводе с тюркского «бергамак» означает «первое ложе».

15.jpg 17.JPG

 Дома в с. Бергамак Муромцевского района Омской области, 2018 г. Фото Егоровой Е.В. 


К 1670 году строительство слободы было завершено: острог, обнесенный деревянной стеной с двумя башнями, деревянная церковь, крестьянские дворы, государевы амбары с припасами, судная изба. Основу старожильческого населения слободы составили выходцы с Тары и других относительно недалеких уездов Сибири – Томского, Тобольского и Ялуторовского. Исходя из данных похозяйственных книг сельских советов, наиболее распространенными фамилиями старожилов с. Бергамак в 1897-1976 гг. были Грязнов, Демидов, Дурнов, Каюков, Лисин, Мельников, Новоселов, Сазонтов, Яковлев.

03.jpg

Свято-Троицкая церковь с. Бергамак Муромцевского района Омской области (постройка 1884 г.), 1964 г. Архивный отдел Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.


В «Дозорной книге Тарского уезда» 1701 г. среди сословных групп Бергамака числятся пашенные крестьяне (обрабатывающие государственные пашни, хлеб с которых шёл в казну), беломестные казаки (служилые казаки, получивших «обелённые», свободные от податей наделы земли), затинщики (от слова «затин» – пространство за крепостной стеной) – категория служилых людей, обслуживавшие крепостную «затинную» артиллерию и другие виды вооружений), пушкари (категория служилых людей, обслуживавшие артиллерию), «судной избы пищик» и священнослужители. Будучи признанным центром земледелия, Бергамак, однако, не стал позднее центром волости, как так находился на периферии Притарского ареала.

04.jpg

Реконструированное под мельницу бывшее здание Свято-Троицкой церкви с. Бергамак Муромцевского района Омской области, в 1960-е гг. перевезённое в с. Костино, 2005 г. Фото Зайцевой Н.С. Архивный отдел Администрации Муромцевского муниципального района Омской области. 


05.jpg

Икона «Николай Чудотворец» из местного храма в честь Святой Живоначальной Троицы, с. Бергамак Муромцевского района Омской области, 2018 г. Фото Егоровой Е.В. Фонды МУК «Муромцевский историко-краеведческий музей».


В первой половине XIX века в слободе осели переселенцы из Пензенской, Рязанской, а также Вятской, Курской, Витебской и Орловской губерний.  «В селе одна половина населения – старожилы, а другая – переселенцы из Рязанской и Пензенской губерний» (из материалов рукописей Муромцевской библиотеки им. М.А. Ульянова). По словам Лисиной Пелагеи Васильевны, 1917 г.р., село делилось на части в зависимости от мест выхода переселенцев: Сибирь, Пенза, Рязань, Ермаковка (Тарского района Омской области). «Эта улица называется "Пенза". Откуда приезжали, застраивали улицу, так её и прозвали. Пол деревни было "Сибирь", другая – "Россия"» (Туркина Прасковья Ивановна, 1913 г.р.).

07.jpg

Улица в с. Бергамак Муромцевского района Омской области, 1960-е гг. Архивный отдел Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.


Село Бергамак – место рождения народного артиста СССР, режиссёр театра и кино, Михаила Александровича Ульянова (1927-2007).

Впервые певческая традиция с. Бергамак была зафиксирована довольно поздно в 1979 году Аркиным Е.Я. (доктором и профессором РАЕН, Заслуженным работником культуры РФ, преподавателем Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского), в записи приняли участие четыре исполнительницы: Мельникова А.И. (1910 г.р.), Мельникова Е.А. (1906 г.р.), Мельникова А.П. (1941 г.р.), Лисина К.О. (1924 г.р.). Следующие экспедиции в Бергамак осуществились собирателем в 1992 году: записи производились от Михайловой Ирины Павловны (1923 г.р.) и Кирилловой Анфисы Филипповны (1927 г.р.), а в 1995 году - от тех же исполнителей, а также Барнашовой Валентины Максимовны (1939 г.р.) и Лисиной Клавдии Иосифовны (1924 г.р.).

02.jpg

Исполнители из с. Бергамак Муромцевского района Омской области: Кириллова Анфиса Филипповна, Михайлова Ирина Павловна, Барнашова Валентина Максимовна, Лисина Клавдия Иосифовна с собирателем Аркиным Е.Я., 1995 г. Личная коллекция Аркина Е.Я.

 

В 1987 году были проведены экспедиционные сборы в Бергамаке студентами Омского государственного педагогического университета под руководством Кузнецова С.Н., однако данные записи представлены только рукописными материалами без звукового сопровождения. Ансамблевое пение зафиксировано не было, т.к. работа с информантами проводилась индивидуально. Среди исполнителей – Фёдорова Анна Викентьевна (1918 г.р.), Куташова Ольга Павловна (1909 г.р.), Леонова Зоя Алексеевна (1923 г.р.), Туркина Ефросинья Андреевна (1904 г.р.), Яковлева Клавдия Маркеловна (1928 г.р.), Елисеева Екатерина Андриановна (1910 г.р.), Васильева Евдокия Сергеевна (1928 г.р.), Спиридонова Галина Васильевна (1938 г.р.), Панфилова Прасковья Михайловна (1924 г.р.). В ходе экспедиционных сборов были записаны колядки, посевания, гадания на Новый год, вечёрочные, хороводные, плясовые, свадебная, солдатские, лирические песни позднего происхождения, колыбельные, потешки, пестушки, частушки, пословицы, поговорки, быличка «Про колдунью» (в общей сложности – около 100 образцов).

09 Васильевы Никандр и Евдокия.jpg

Исполнительница из с. Бергамак Муромцевского района Омской области Васильева Евдокия Сергеевна с супругом, 1960-е гг. Копия фото Егоровой Е.В., 2018 г. Коллекция Дома культуры с. Бергамак.


11 Елесеева Екатерина Андриановна.jpg

Исполнительница из с. Бергамак Муромцевского района Омской области Елисеева Екатерина Андриановна, 1950-е гг. Копия фото Егоровой Е.В., 2018 г. Коллекция Дома культуры с. Бергамак.


В 1993 году участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня» Чумаковым И.Г., Сидорской О.Г. и Поповой Е.В. была произведена запись от Куташовой Ольги Павловны (1909 г.р.; дев. Мельникова). В этом же году Чумаков И.Г. и Каримов А.Р. записали дуэт народных исполнителей в составе Кокшенёвой Елизаветы Назаровны (1907 г.р.; дев. Петрова) и Куташовой Ольги Павловны.

В 1996 году член Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» Чешегорова Е.М. зафиксировала уникальный певческий ансамбль из трёх исполнителей: Михайлова Ирина Павловна (1923 г.р.), Лисина Клавдия Иосифовна (1924 г.р.) и Кириллова Анфиса Филипповна (1927 г.р.). 

01.jpg

Исполнители из с. Бергамак Муромцевского района Омской области на праздновании 320-летия села: Лисина Клавдия Иосифовна, Демиденко Ксения Захаровна, Лисина Анна Александровна, Михайлова Ирина Павловна, Кириллова Анфиса Филипповна,1988 г. Копия фото Е.В. Егоровой, 2018 г.


Кроме того, в этом же году состоялась видеозапись полного бергамакского ансамбля, проведенная оператором Муромцевского районного телевизионного канала Сауляком В.Я. на сцене сельского дома культуры по просьбе руководителя ансамбля Филистовой Зои Степановны. В составе группы приняли участие 7 исполнителей: Кириллова Анфиса Филипповна (1927 г.р.), Лисина Клавдия Иосифовна (1924 г.р.), Демиденко Ксения Захаровна (1922 г.р.), Лисина Анна Александровна (1927 г.р.), Барнашова Валентина Максимовна (1939 г.р.), Михайлова Ирина Павловна (1924 г.р.) и Белов Станислав Григорьевич (1934 г.р., житель д. Окунёво).

11 текст.jpg

Бергамакский ансамбль в составе (слева направо): Кириллова Анфиса Филипповна, Лисина Клавдия Иосифовна, Демиденко Ксения Захаровна, Белов Станислав Григорьевич, Лисина Анна Александровна, Барнашова Валентина Максимовна, Михайлова Ирина Павловна, 1996 г.


12 текст.jpg

Участники бергамакского ансамбля – Кириллова Анфиса Филипповна и Лисина Клавдия Иосифовна, 1996 г.


13 текст.jpg

Участники бергамакского ансамбля – Демиденко Ксения Захаровна, Белов Станислав Григорьевич, Лисина Анна Александровна, 1996 г.


В последующей экспедиции 1999 года члены Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» Чешегорова Е.М., Киселева Н.Ю. и Котенко Н.В. записывали Лисину Пелагею Васильевну (1917 г.р.), Кириллову Анфису Филипповну (1927 г.р.), Барнашову Валентину Максимовну (1939 г.р.), Михайлову Аграфену Андриановну (1932 г.р.), Фомину Анну Ивановну (1931 г.р.) и Филистову Зою Степановну (1939 г.р.), руководителя бергамакского ансамбля с 1970-х гг. до 1998 года. Большой находкой экспедиции стало знакомство с бергамакским балалаечником Битехтиным Иваном Фёдоровичем (1926 г.р.). В 2005 году состоялся повторный выезд к исполнителю специалиста Сибирского культурного центра Парамонова Д.Р.

14 текст.jpg

Балалаечник из с. Бергамак Муромцевского района Омской области Битехтин Иван Фёдорович, 2005 г. 


В 2008 году была проведена этнографическая экспедиция Золотовой Т.Н. (кандидата исторических наук, сотрудника Сибирского филиала Российского института культурологии) совместно со специалистом Центра русской традиционной культуры Муромцевского района «Родники сибирские» Петер Ю.Н. В записи приняли участие: Грязнова Юлия Михайловна (1934 г.р.), Кузьмина Мария Дмитриевна (1929 г.р.), Костромина Мария Дмитриевна (1929 г.р.), Туркина Прасковья Ивановна (1913 г.р.). В 2010 г. Золотова Т.Н. со специалистом Центра русской традиционной культуры Муромцевского района «Родники сибирские» Соловьевой Е.П. записывали Жаркова Степана Петровича (1930 г.р.) и Жаркову Александру Максимовну (1930 г.р.). В 2011 году Соловьева Е.П. повторно встречалась с Жарковой Александрой Максимовной.

08 Жарковы Степан и Алесандра.jpg

Исполнители из с. Бергамак Муромцевского района Омской области Жарков Степан Петрович и Жаркова Александра Максимовна, 1960-е гг. Коллекция Дома культуры с. Бергамак. Копия фото Е.В. Егоровой, 2018 г.


Бергамакская традиция относится к числу традиций с усечённым жанровым составом, типичным для старожильческих поселений Омской области. В общей сложности в ходе проведения экспедиций 1979-2011 гг. от исполнителей был записан значительный песенный репертуар – 150 образцов с вариантами, записанными от разных певческих составов. В качестве жанровой доминанты выступают вечёрочные песни[1] (23 образца), хороводные (5) и лирические песни позднего происхождения (23). Дополняют репертуар 3 свадебные, 1 плясовая, 1 шуточная, 2 колядки декламационного склада («Тауси, тауси» и засевная колядка «Сею-вею, посеваю»), 7 инструментальных наигрышей на балалайке («Бешеная», «Подгорная», «Вальс», «Цыганочка», под песни «Мамонька родная», «Коробочка», «По Дону гуляет»), частушки. Записи музыкального фольклора дополнены описанием детских игр («В бабки», «Бить-бежать» (салки), «Шарики», «Теулень»), информацией по изготовлению детских игрушек (детской куклы-«скатки», погремушек, мячей), традиционной одежде, святочной, масленичной, пасхальной и троицкой обрядности, описанием бытовых танцев «Краковяк» и «Полька».

Расшифровки напевов и текстов некоторых бергамакских песен содержатся в различных публикациях. Так, в сборник Аркина Е.Я. «"Ты берёзка моя". Народные песни Омской области» вошли 3 образца, записанные автором в 1979 году: лирическая песня «Мой-та разаленький цветочек» (№ 20, С. 63), игровая вечёрочная «Где ты, заинька, побыла» (№ 52, С. 139) и частушки под балалайку (№ 61, С. 162). Вечёрочная песня «Хватит, хватит вам, ребяты», зафиксированная в экспедиции 1992 года Аркиным Е.Я., опубликована в издании «Народная культура Муромцевского района» (С. 246-247). Последующие немногочисленные публикации бергамакских песен выполнены на основе материалов экспедиций 1993 года, собранных участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня». В сборнике статей и материалов «Народная свадьба» содержится нотировка свадебного причета с. Бергамак (№ 5, С. 32). Расшифровка романса «Скакал казак через долину», своеобразного сибирского фольклорного шлягера, вошла в информационно-методический сборник «Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры» в 2010 году (С. 34) и учебно-методическое пособие Сидорской О.Г. «Ой ты, улица, ты широкая» в 2013 году № 51 (С. 121-122).

В 2003 году аудиозаписи вечёрочных бергамакских песен вошли в диск «На вечёрочки я шла»: Вечёрочные песни Омской области (№№ 1, 2, 25: «На часовне два голубя сидят», «Мальчишка молоденькай», «Я на горочке стояла»), составленный на основе фольклорно-этнографических архивов Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» и Фольклорно-этнографического архива Омского государственного педагогического университета. В 2017 году две вечёрочные песни «Не по бережку вороный конь идёт» и «Мимо рощацы» вошли в аудио приложение объекта нематериального культурного наследия «Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области» (автор Багринцева В.Ю.), опубликованного на портале «Культура РФ».

В песенном репертуаре более старших исполнителей с. Бергамак вечёрочные песни занимают центральное место. «А вечёрки… Ох, и вечёрочки были! Мы вот устроим у какой-нибудь /женщины/, так человек по двенадцать с самопряхами идёть. Кто прядёт, кто вяжет. А свету-то не было! Пузырёчек с керосином нальёть, так фетилёчек вот и горит» (Жаркова Александра Максимовна, 1930 г.р.). «Как день свободный – вечёрки были: на шестке лучинки горят, мы все прядём, парнишки балуются, в карты играют» (Грязнова Юлия Михайловна, 1934 г.р.). На вечёрках устанавливались близкие знакомства, приводящие к выбору пары для последующего вступления в брак. Специфику вечёрочного фольклора определяет их функциональность – выбор пары, величание, сопровождение игры, пляски.

Бергамакские вечёрочные песни можно разделить на группы в зависимости от адресатов. Парням пели «Не по бережку вороный конь идёт», «Прошёл Иван, голубой на им кафтан», «Мальчишка молоденькай», «Мимо рошацы», «На часовине два голубя сидят», «Орёл сизый, сизокрылый», «В Москве мужуки хороши», «Хватит, хватит вам, ребяты», «Просидел я, молодец, да в погребу, в корчаге», «На стуличике купчик»; девушкам – «Земляничка – зрела ягодка», «Не ходи, моя милая, берегом, увалом», «Подушки, подушечки, вы жа пуховыя», «Я на горочке стояла», «На дорожке две избушки», «Не ходи, моя милая на крыльцо», «Как за маленькой избушкой», «Сашки-манашки мои», «Родна мамынька бранила». Также можно выделить группу универсальных, общих вечёрочных: «Вечер, вечер, ввечеру», «Во поле было, поле», «У ворот, воротичек, у ворот широких».

Специфическими чертами вечёрочного репертуара является игровое сопровождение вечёрочных песен хореографической картинкой. Для одной группы вечёрочных характерен выбор пары с предварительной сольной проходкой вдоль сидящих на лавках или внутри круга (например, вечёрочная «Прошёл Иван, голубой на им кафтан»). Ко второй группе относятся вечёрочные игровые хороводы с разыгрыванием песенного сюжета в центре перед сидящими на лавках или в кругу (например, вечёрочная «Не по бережку вороный конь идёт»). Финал разыгрывания всех вечёрочных определяется традицией целования, что отражено в поэтических текстах. Бергамакские исполнители называют вечёрочные песнями «с целовками» (Куташова Ольга Павловна, 1909 г.р.).

Величание, «припевание» имён в содержании ряда вечёрочнх песен сближает их со свадебным фольклором: в вечёрочной игровой «На стульчике купчик» величали и припевали каждого парня, присутствующего на собрании; в песне «Земляничка – зрела ягодка» выбранного парня припевали по имени-отчеству; во время разыгрывания «У ворот, воротичек, у ворот широких» припевались имена трёх парней (лебедей) и трёх девушек (лебёдушек). Примечательно наличие в текстах вечёрочных песен местных топонимов: в песне «Вечер, вечер, ввечеру» содержатся слова «Он не в Томскем-то жил» и «По нашему селу, по Бергамакскому»; в песне «Сашки-манашки мои» – «Бергамакски девки миленьки».

К отличительным чертам вечёрочных песен можно отнести динамично развивающиеся сюжеты, простые музыкально-поэтической формы, строение мелодий на основе узкообъёмных звукорядов, политекстовость. Анализ музыкально-ритмических закономерностей организации вечёрочных песен показал наличие в представленной традиции пяти политекстовых напевов. Так, на один напев распеты от двух до четырёх текстов:

Напев 1: «Не по бережку вороный конь идёт», «В Москве мужуки хороши», «Сашки-монашки мои», «Не ходи, моя милая на крыльцо».

Напев 2: «Хватит, хватит вам, ребяты», «Просидел я, молодец, да в погребу, в корчаге», «Не ходи, моя милая, берегом, увалом», «Подушки, подушечки, вы жа пуховыя».

Напев 3: «Вечер, вечер, ввечеру», «Во поле было, поле».

Напев 4: «У ворот, воротичек, у ворот широких», «На дорожке две избушки».

Напев 5: «Прошёл Иван, голубой на им кафтан», «Я на горочке стояла».

Остальные вечёрочные тексты имеют самостоятельные напевы. Однако и они являются типовыми, не на уровне данной локальной традиции, но среди других старожильческих традиций – сёл Муромцевского, Большереческого, Колосовского районов Омской области, Кыштовского района Новосибирской области и пр. По композиции вечёрочные песни делятся на две группы: одностиховые со сглаженными цезурами между стихами (например, «Мальчишка молоденькай») и строфические (например, «Хватит, хватит вам, ребяты»).

Часть вечёрочных песен по стилистике приближена к плясовым песням: «Я на горочке стояла», «Прошёл Иван, голубой на им кафтан», «В Москве мужуки хороши», «Сашки-монашки мои», «Мимо рошацы», «Орёл сизый, сизокрылый» и др. Они исполняются, как правило, в быстром или умеренно быстром темпе. Зачастую им свойственна композиция 2-х и 3-х-звеньевая, причём первое звено размеренное, а продолжение – с учащением, ритмическим дроблением, опорой на декламационность («Я на горочке стояла», «Мимо рошацы», «Прошёл Иван, голубой на им кафтан», «Орёл сизый, сизокрылый»).

К весенне-летнему периоду, от Пасхи до Троицы, приурочивались молодёжные гуляния, во время которых звучали хороводные песни. В Бергамаке были записано пять хороводов: «Как по зорьке, по заре», «Я из горенки во горенку ли да гуляла», «Как по морю, морю синему», «У молоденькой было солдатки», «Встань, мой хоровод». Как и в большинстве старожильческих традиций, в Бергамаке вечёрочные и хороводные песни образуют единый стилевой комплекс. Специфика ладоинтонационного строения, многоголосия и исполнительских особенностей данных образцов говорит об их музыкально-стилистическом единстве.

Хороводы в Бергамаке называются «круговыми», они выдержаны в достаточно умеренном темпе, приобретающие характер степенного музыкального повествования: «Это круговая, её же тянут долго» (Куташова О.П.). Их водили кругом, держась за руки, часто со сменой направления движения круга то в одну, то в другую сторону. По характеру и типу напевов бергамакские хороводные песни можно определить, как медленные лирические, по особенностям распевов близкие лирическим протяжным песням. «На Пасху все водили старинны круговые, песни пели. В Рязани собиралися, и там девки пели всяки круговые песни. Там заслушаесси!.. Это у нас назывались "переходы": друг за друга берут и идут» (Туркина П.И.). Информанты более поздних годов рождения указывали на то, что хороводы не водились кругом, а пелись просто, продвигаясь по улице: «Ходили по улицам, пели песни» (Жарков Степан Петрович, 1930 г.р.).

Свадебный фольклор в Бергамаке записан в небольшом количестве, однако самые старшие певицы Кокшенёва Елизавета Назаровна (1907 г.р.) и Куташова Ольга Павловна (1909 г.р.) сохранили три свадебных образца: свадебную корильную неженатым парням «Березнечек листовой, листовой» (поют поезжане по дороге от венца), причет невесты «А разродимая ты моя мамонька» (свадебный причет невесты на расплетание косы) и лирическую обрядовую «Уж вы, свахи, мои свашаньки» (смена головного убора молодой – «окручивание» на пиру).

06.jpg

Свадьба с. Бергамак Муромцевского района Омской области, 1950-е гг. Архивный отдел Администрации Муромцевского муниципального района Омской области.


После венца по дороге в дом жениха поезжане пели друзьям жениха – неженатым парням «Березнечек листовой, листовой»: «Это ребятам всем поют, когда от венца едут… Одному споют, да другому споют. А молодуха им чупы счешет, а эти – посторонние – разлохматют… Поезд-то едет большой!» (Кокшенёва Е.Н., Куташова О.П.). В тексте песни помимо корения («А кто у нас холостой?») содержатся элементы величания («припевается» имя холостого парня). Напев построен на лаконичных и отточенных ритмических и ладоинтонационных формулах.

Среди экспедиционных сборов в с. Бергамак присутствует редкий образец свадебного причета. В содержании текста причета отражено обращение невесты к родным, поочерёдно к родителям, сёстрам, братьям и другим близким людям: «Ну вот папа малость обнимет тебя, опять наревётся мать… А потом там сестёр, там подруг… Соседка вот у меня была… Она меня обхватила, тоже заголосила, спела: «ты моя доченька, как мне тебя жалко провожать во чужу деревню!"» (Куташова О.П.). После каждого цикла исполнения каждому отдавалась лента невесты на память: «Коса расплетёна у ей, украшена лентами… Так всё они расплетут, чтобы на всех хватило /лент/, много же народу…» (Куташова О.П.). Мелодия причета построена на речевых интонациях с характерным голосовым сбросом в завершении строфы. Периодами поэтического текста являются стихи подвижного слогового состава, что обеспечивает вариантность музыкально-поэтической строфы.

Образец лирической обрядовой песни «Уж вы, свахи, мои свашаньки» относится к числу лучших образцов свадебной лирики Омской области. «Когда от венца приедут, молодых за стол заведут… Эти окручают её /невесту/… Шаль така больша, одна на тот конец, друга с другой. Закроют их… Бабы стоят, на том углу и на этим. А мы за столом сидим. А меня свахи-то окручают, косы заплетут» (Кокшенёва Е.Н., Куташова О.П.). В тексте песни припевается имя жениха – «свет-Ивана», которому «краса девичья доставалася». При всей относительной простоте мелодики, небольшом диапазоне свадебного напева, различных видов повторности, исполнение данного образца представляет сложность, связанную с обычными для жанра переменным размером и смещёнными цезурами.

13.jpg

Полотенце из с. Бергамак Муромцевского района Омской области. Многоремизное ткачество. Изготовила Горбанина Евдокия Васильевна (1905 г.р.). Фото Егоровой Е.В., 2018 г. Фонды МУК «Муромцевский историко-краеведческий музей».

 

14.jpg

Накомодники из с. Бергамак Муромцевского района Омской области. Техника «ришелье». Изготовила Ефремова Александра Григорьевна. Фото Егоровой Е.В., 2018. Фонды МУК «Муромцевский историко-краеведческий музей».


10 Ефремова Александра Григорьевна.jpg

Рукодельница из с. Бергамак Муромцевского района Омской области Ефремова Александра Григорьевна. 1950-е гг. Копия фото Егоровой Е.В., 2018. Коллекция Дома культуры с. Бергамак.


Важную часть песенного наследия с. Бергамак составляют лирические песни позднего происхождения и романсы. Именно в этом жанре бергамакские певческие ансамбли продемонстрировал яркие варианты распространённых песенных сюжетов, развитую многоголосную фактуру и особое певческое мастерство ансамблевого музицирования. Среди необрядовых жанров от бергамакских исполнителей записаны: лирическая песня «Мой-та разаленький цветочек», а также образцы поздней лирики – романсы «Сиротинкой я взросла», «Расфорсистая была девчонка», «Скакал казак через долину», «Не вейтеся, чайки, над морем», «Сегодня у нас воскресения», «Вот мчится поезд по уклону», «Ты, цыганка да ворожейка», «Хаз-Булат удалой», «Соловей кукушку уговаривал», «Потеряла я колечко», «Меж крутых бережков», «Молодой чумарик, чего зажурился», «Светит месяц, светит яснай», «Минуты горькия настанут», «В глухом и тихом полумраке», «Развяжите мои крылия», «Отец мой был природный пахарь», «По улице мокрой и грязной», «Мой с каймою розовый платок», «Ах, зачем эта ночь», «Маша в девушках была», «Плыл моряк по реке»; плясовая «Там за речкой, там за перевалом», шуточная «Развесёлай был у нас подрядчик».

Среди имеющихся записей бергамакских певческих групп особенно выделяются видео материалы концертного выступления большого певческого смешанного ансамбля села, в которых зафиксировано бытование совместного женского и мужского музицирования. Исходя из данных образцов, можно сделать вывод, что мужские голоса в смешанном ансамбле пели в одной тесситуре с женскими, звучали густо, напряжённо и зычно. «У меня тятя, он шибко любил песни петь. Он было запоёт: "Вы не вейтеся, русые кудри"… Уж любимая его песня была. Как запоёт, все подпевали. А к концу, когда кончает куплет, как свиснет – так лампа гаснет!» (Жаркова Александра Максимовна, 1930 г.р.).

В целом к музыкально-стилевым закономерностям певческого стиля народных исполнителей с. Бергамак можно отнести пение женских голосов в низком и среднем регистре ярким, насыщенным грудным звуком. В двух-трёхголосной певческой фактуре преобладает параллелизм, глиссандирование (скольжение голоса) в сочетании с неторопливыми и медленными темпами песен. Интересно применение народной терминологии в определении функции певческого голоса. Так, в процессе записи ансамбля прозвучало интересное пожелание одной певицы к другой – «реви кверху», что означало, «уходи на верхний подголосок» (экспедиционный дневник Аркина Е.Я., 1995 г.).

Для песенных текстов характерны внутрислоговые распевы, словообрывы, огласовки согласных («девчон(ы)ка», «красот(ы)ка», «лод(ы)ка», «кукуш(и)ка») и колорирование («сва(я)шаньки», «не слыха(я)ть», «угова(я)ривал»). В речи исполнителей и песенных текстах содержатся черты сибирского говора: замена звука «щ» звуком «ш» (вместо «ещё» – «ишо», «рощица» – «рошица»); стяжение гласных (вместо «какая» – «кака», вместо «большая» – «больша» и пр.).

Певческая традиция села Бергамак Муромцевского района Омской области представляет собой выдающийся образец для исполнительской практики в условиях современной реконструкции народных традиций. В настоящее время восстановленная форма бытования данной традиции широко бытует в практике целого ряда фольклорных ансамблей г. Омска и Омской области. Песни бергамакских исполнителей востребованы и используются в концертной практике фольклорных коллективов (например, фольклорно-этнографического ансамбля «Новая деревня» Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина).

01 Расфорсистая была девчонка (лирическая).mp3
02 Сиротинкой я взросла (лирическая).mp3
03 Скакал казак через долину (лирическая).mp3
04 Соловей кукушку уговаривал (лирическая).mp3
05 Меж крутых бережков (лирическая).mp3
06 Потеряла я колечко (лирическая).mp3
07 Светит месяц, светит яснай (лирическая).mp3
08 Развесёлай был у нас подрядчик (шуточная).mp3
09 А разродима ты моя маменька (свадебный причет).mp3
10 Уж вы, свахи, наши свашеньки (свадебная).mp3
11 Как по зорьке,по заре (хоровод).mp3
12 Я из горенки во горенку гуляла (хоровод).mp3
13 У молоденькой было солдатки (хоровод).mp3
14 Встань, мой хоровод (хоровод).mp3
15 Хватит, хватит вам, ребяты (вечёрочная).mp3
16 Не ходи, моя милая, берегом, увалом (вечёрочная).mp3
17 Подушечки, подушечки (вечёрочная).mp3
18 Мальчишка молоденькай (вечёрочная).mp3
19 Мимо рошацы (вечёрочная).mp3
20 На стуличике купчик (вечёрочная).mp3
21 Прошёл Иван, голубой на им кафтан (вечёрочная).mp3
22 Вечер, вечер, вечеру (вечёрочная).mp3
23 Во поле было, поле (вечёрочная).mp3
24 Не по бережку вороный конь идёт (вечёрочная).mp3
25 Не по бережку вороный конь идёт (вечёрочная).mp3
26 Ты не ходи, моя милая на крыльцо (вечёрочная).mp3
27 В Москве мужуки хороши (вечёрочная).mp3
28 У ворот, воротичек (вечёрочная).mp3
29 Земляничка - зрела ягодка (вечёрочная).mp3
31 На дорожке две избушки (вечёрочная).mp3
32 Сашки-монашки мои (вечёрочная).mp3


[1] Далее в тексте будут проанализированы имеющиеся аудиозаписи из Областного фонда фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества, личного архива Аркина Е.Я., фольклорного архива Центра русской традиционной культуры Муромцевского района «Родники сибирские» без учёта рукописных материалов Фольклорно-этнографического архива Омского государственного педагогического университета.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Аркин Е.Я. Ты берёзка моя. Народные песни Омской области. – Омск: Омское кн. изд., 1987.

2.   Бережнова М.Л. Социальная и этногрупповая структура населения села Бергамак (по материалам учета населения XVIII−XX веков). http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1353

3.   Герасимова Л.Б. Бергамак и Мыс: этническая история русских Тарского Прииртышья // Исторический ежегодник. Специальный выпуск. Посвящается 60-летию проф. Н.А. Томилова. – Омск, 2001. – С. 230-235.

4.   Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры: Информационно-методический сборник / Сост. В.Ю. Багринцева, отв. ред. М.А. Жигунова. – Омск: «Салон печати "Диалог"», 2010. – 75 с.

5.   Золотые россыпи…

6.   История Муромцевского района. – Омск, 1994.

7.   Народная свадьба. Сборник статей и материалов / Под ред. В.Ю. Багринцевой, Е.М. Ефремовой, А.В. Макарова. – Омск: ИИТиПМ СО РАН, 1997. – 90 с.

8.   Народная культура Муромцевского района. – М., 2000. – 334 с.

9.   Народные песни Прииртышья / Составитель Т. Г. Леонова. – Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд., 1969. – 168 с.

Сидорская О.Г. «Ой ты, улица, ты широкая». Учебно-методическое пособие. Вып. 1 – Омск: ООО «ЮНЗ», 2014. – 150 с. 


Автор - Сидорская Олеся Геннадьевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по научно-методической работе, председатель предметно-цикловой комиссии «Сольное и хоровое народное пение», руководитель фольклорно-этнографического ансамбля училища «Новая деревня» БПОУ «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина», Лауреат премии Губернатора Омской области



Возврат к списку

Поделиться в соц. сетях



скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.
3. Протокол от 26.12.2017 г.

4. Протокол от 28.09.2018 г.
5. Протокол от 26.12.2018 г.
6. Протокол от 27.12.2019 г.