О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ


Центры русской традиционной культуры Омской области

Традиция изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области

В ходе проведения экспедиций Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества в 2006 году по украинским селам юга Омской области собиратели познакомились с уникальными исполнителями – ансамблем села Богодуховка Павлоградского района Омской области. Село Богодуховка было образовано в 1908 году. Основу населения составили переселенцы из Харьковской (в большей степени) и Херсонской губерний Российской империи. Жители Богодуховки донесли в памяти до настоящего времени полноту украинского свадебного обряда, яркую образную народную речь, обширный песенный репертуар в своеобразной сибирской версии.

 

Фото 1

 

В результате полевых сборов 2006-2010 гг. были собраны этнографические материалы по проведению свадебного обряда, свадебному фольклору, технологии изготовления обрядовой атрибутики (обрядового дерева, венка невесты и пр.), одежды, пищи (различные виды ритуальных хлебов), зафиксированные в видеоматериалах, репортажных описаниях, фотографиях. По просьбе собирателей в ходе проведения исследований информантами была восстановлена технология изготовления основных материальных компонентов свадьбы: двухъярусного венка невесты, нагрудных квиток для молодых и свадебного деревца гильца́, отсняты видеоматериалы в 2007-2008 гг.

Свадьба с. Богодуховка относится к типу восточнославянской свадьбы – «свадьба-веселье». Одним из главных атрибутов украинской невесты был свадебный головной убор, который устойчиво сохранялся, независимо от благосостояния семьи, костюмного состава наряда невесты, количества ритуалов, отсутствия или наличия отдельных этапов свадьбы. Из активного бытования традиционные свадебные венки ушли не так давно: еще в 1990-е гг. жительницы многих сел юга Омской области выходили замуж в венках. Венок занимал одно из главных мест в свадебной обрядности, в нем невеста пребывала большую часть обряда. Зафиксировано два момента использования свадебного головного убора: в субботу накануне свадьбы во время пригласительного обхода дворов и прощальной вэчеры́ны и в воскресенье – первый день свадьбы.

Длительный период времени, от двух недель до месяца, отводился на изготовление венка дру́жками во время предсвадебных вечёрок. Впервые наряжали невесту в субботнее утро девушки, неоднократно «ходившие дружкова́ть», им помогали замужние женщины, «шо в винках ходы́лы. Хто ни наряжа́в, то й ны наря́дэ!» (Л.Н. Клок). Зачастую свадебные головные уборы изготавливала мастерица села. «Венки очень краси́вы де́лалы! У в деревне в каждой есть такы́, шо де́лалы специально» (М.С. Калашник). В Богодуховке до недавнего времени за свадебными венками (а также свадебным деревцем гильцэ́м, нагрудными кви́тками и букетами свети́лки) обращались к Лидии Нестеровне Клок, 1930 г.р. (дев. фамилия Рыбалко, родилась в с. Богодуховка Павлоградского района Омской области, родители – переселенцы из Харьковской губернии), а также к её сестрам – Вере Нестеровне Вивденко, 1927 г.р. и Ольге Нестеровне Марченко, 1922 г.р., и близкой подруге Марии Савельевне Калашник, 1931 г.р. (дев. фамилия Роенко, родилась в с. Богодуховка Павлоградского района Омской области, родители – переселенцы из Херсонской губернии). Все они сохранили сложнейшую технологию изготовления свадебной атрибутики в традиции харьковских переселенцев.

 

            

Фото 2,3

 

Богодуховский свадебный венок представляет собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе растительного орнамента. Данный головной убор отличается составом элементов, входящих в него: двухъярусный венок с фатой из трёх оборок и лентами.

Фото 4,5

 

Фото 6

 

Два венка составляли два яруса головного убора, каждый – в виде незамкнутого обода из проволоки. «По два винкы́ було́. Пэ́рвий вино́чок – ти́кэ цвето́чкы, булечки́ там разни. И тоди́ вто́рый вино́чок, вы́сший, з листо́чкамы» (Л.Н. Клок). «Той /дальний венок/ мэ́ньший бу́дэ и з лысто́чкамы навэ́рх так його́ там за тым /за первым венком/ нэ вы́дно бу́дэ. А цэй же /первый венок/ – биз лысто́чкив, всю головку вы́дно бу́дэ, ободочек должен быть дли́нше, бу́дэ до уше́й» (М.С. Калашник). Основу каждого яруса венка составлял каркас из проволоки в виде обода, который обязательно обворачивался мягким материалом (марлей, гофрированной бумагой), предохраняя обладательницу венка от болезненных ощущений, так как целостный головной убор имел довольно значительный вес. На концах обода оставлялись недлинные завязки для крепления всего головного убора.

 

Фото 7, 8

 

В качестве материала для изготовления цветов (кви́ток), обязательно роз, и листочков использовалась цветная гофрированная бумага, или обычная бумага, окрашенная в домашних условиях, розового, зелёного, белого цветов, а также тонкая проволока для закрепления. К каждому ярусу прикреплялось по 13 или 15 розовых цветов и буличек. Способ распределения квиток по ободу – последовательное распределение равных по размеру цветов по ободу в один ряд. В верхний ярус добавлялись попарно соединенные листья, стоящие за каждым цветком, и композиция из трёх листьев в центре. Края первого яруса завершали серёжки. Таким образом, получалась своеобразная корона, набранная каскадом из двух ярусов-ободков: первый украшен только квитками и буличками, второй – цветами, листиками и буличками. Между каждым ободом – густо собранная оборка фаты, изготовленная из розового ситца, сетки или марли, длиной до края одежды. Ленты крепились булавочками за фату, заворачивая край вовнутрь. Завершал головной убор четырёхлепестковый бант розового цвета, прикрывающий места крепления лент.

Число цветов на ободе обязательно являлось нечётным – не до па́ры. Известно, что символика нечётных чисел свойственна многим этапам свадебного обряда до момента увоза невесты в дом жениха: нечётное количество участников в группе сватача́, дружек у невесты, свиты жениха; нечётное число фрагментов в ритуальной шишке (небольшой булочке, своеобразного пригласительного билета на свадьбу), квиток в нагрудных букетах невесты и жениха, лепестков в каждой квитке венка невесты, свадебного деревца гильца́, букета свети́лки (сестры жениха, которая была отмечена особым отличительным знаком – букетом из искусственных цветов светы́льником, которым она, по словам информантов, «светит»).

Важным элементом венка являлись мелкие украшения каплевидной формы на тонкой проволочной ножке, заполняющие пространство между квитками и листочками. В Богодуховке их называют бу́лички (булички́). Многократная обработка буличек воском или парафином, зачастую с предварительным внутренним наполнением ватой, придавали им эффект дрожания, «они как живые».

Одним из завершающих этапов техники изготовления всех элементов венка – цветов, листьев и буличек – была последующая обработка воском, парафином или канифолью. Подобная обработка делала головной убор более прочным, способным выдержать любую погоду. «Як цветочки помочи́ть, воны́ ду́же тяжёли бу́дэ. Так же нэ стряхнэ́шь його́ /воск/ хорошо, захоло́нэ, бу́дэ би́ли /цветочки/» (Л.Н. Клок). «Лысто́чкы де́лашь, а потом в канихво́ль. И воно́ такэ́, як стэкля́нна сделается. Тяжёлэ, но зато красиво! Наро́бышь лысто́чкы, зразу навья́жешь на проволочки, а потом сыда́ешь ко́ло печки, а оно /канифоль/ там роста́е. Ты так мо́кнэшь, вы́холонэ, мо́кнэшь… Канихво́ль сам захолоня́е[1]» (М.С. Калашник). Дополнительным украшением головного убора были так называемые «серёжки»: ниспадающие от височных областей гирлянды (стебельки из проволоки, обвёрнутой жатой белой бумагой), состоящие из тройной связки вощёных буличек.

 

Фото 9

 

Бу́лички и листочки также могли изготавливаться из фольги (вариант реконструкции венка 2006 г.). «На проволочке де́лашь колечко, потом намо́туешь ваточку, а потом обвора́чиваешь блэстя́щим, фольгой… Или як пи́чку то́пышь, поста́вышь воск, вин роста́е. Проволочку от цю бума́жкою тонэ́нькою обмотаешь. А тоди́ – в воду, в воск. И парафин хоть» (М.С. Калашник, Л.Н. Клок).

 

 Фото 10-19

 

Важным элементом венка украинской невесты являлась фата, придающая всему головному убору особую пышность. Фата изготавливалась из сетки, марли или ткани приглушённых тонов (розовая, кремовая), длиной – до края одежды, густо накрахмаливалась. Главную часть фаты составляли три оборки, между которыми помещались два венка. «Тоди́ нэ було́, так /фата/ из марли, а як ишла́, уже сы́тчик появы́вся, такы́й чуть-чуть розоватый сы́тчик. Собэрэ́шь же обо́рочкою раз и дру́гый раз и трэтий раз, тоди́ так вы́сша обо́рочка. Пэ́рва оборочка узэ́нька, из-пид винка́ ти́кэ чуть-чуть так видна́, втора́ так нэвисо́ка. Посли́дняя обо́рка высоче́нька» (Л.Н. Клок).

 

Фото 20

 

Фото 21

 

Волосы под венком заплетали в одну косу, украшая красной, розовой или бордовой лентой. Закрывали затылочную часть головы атласные ленты, закрепляемые поверх фаты. Лентам в головном уборе придавалось большое значение. Количество лент доходило до тридцати штук, что дополнительно утежеляло весь головной убор. Приём крепления лент – последовательное булавочное присоединение или пришивание к фате или платку в холодное время года, загибая край ленты внутрь, при этом верхняя часть лент также образовывала дополнительный ярус. Функцию завершающего банта выполняла самостоятельная затулля́ющая квитка (от укр. затулля́ – закрывать), которая формировалась отдельно в виде четырёхлепесткового банта и закрывала места крепления всех лент. «И тут, на голови́, у ряд от так иду́ть ленты. Бэру́ть же ленты, /прикалываются/ булавочками до хфаты́ и аж до волос. И тут прико́люють ии́: одну́, втору́… Як вино́чок же от цэ йдэ, и тут обо́рочка, и воны́ по́над оборочкой прыко́люють, и оборочка-то дэ́ржиться на лентах. И так круго́м же зро́бышь: оды́н ряд – цэ лент пьять так, тоди́ – ни́зче ище́. А тоди́ така́ ши́ршка[2] лента ро́зова, ии́ заклада́ють туды́, як бантик. Вя́жем бант из нэ́и, чималэ́нькый[3]. И тоди́ ии́ роспра́вышь, она як кви́тка, четыре выхо́дэ лыста́ такы́х здоро́вых. И вона́ як раз всю сэрэ́дыну тут затулля́[4]. Його́ прыстэ́гнуть и вся голова закрыта вже. А ти ж ленты выся́ть, а цэ – вже посли́дня. А ти ленты вси на у́ровни хфаты́, а хфата́ примэ́рно на у́ровни пла́ття» (Л.Н. Клок).

 

Фото 22, 23, 24

 

В холодное время года под венок невеста надевала вышитое полотенце, как шарф, или платок.

 

Фото 25

 

Неотъемлемой составляющей наряда молодых и всех других участников свадьбы были нагрудные цветы – квитки, являющиеся дополнительным маркирующим элементом. Техника изготовления нагрудных квиток идентична приёмам изготовления головного убора невесты. В традиции с. Богодуховка нагрудная квитка состояла из трёх роз, трилистника, буличек (их число не было строго определено, по словам информантов «чем больше, тем лучше»). Букет украшался красной или розовой атласной лентой, которая завязывалась двухлепестковым бантом и завершалась свободными концами различной длины (от 15 см до 1,5 м). Более скромные цветы или букеты предназначались для других свадебных чинов (дружек, бояр, сватов, свашек в первый день свадьбы), закрепляемые на груди.

 

Фото 26, 27

 

Обязательным завершающим атрибутом в наряде невесты было тканое или вышитое полотенце, покрывавшее горизонтально сложенные руки. Оно выступало в роли охранного символа, направленного на защиту девушки. Шитое полотенце играло в обряде главенствующую роль, выступало в качестве важного атрибута в свадебных этапах, обозначало переход в иное качество во всех важных моментах свадебного цикла. Покрывание рук объяснялось стремлением сохранить здоровье и благополучие, уберечь от сглаза и порчи во время пригласительных обходов дворов, обеспечить счастливое будущее.

 

 Фото 28

 

Фото 29, 30

 

Снимали головной убор с невесты в один из кульминационных моментов свадьбы – покрыва́ние молодых, проходившее в завершении свадебного пира поздним вечером перед проводами молодых на покой. Покрыва́ние молодых (разбирать молодых) – смена прически, головного убора и наряда молодой, снимание головного убора и нагрудной квитки жениха, после чего невеста называлась молоды́цей, а жених – молодым. «Тоди́ той вино́чок з молодо́и надо знять, уже ии́ надо роздевать. С той стороны сва́шка, и стано́вяться там ро́дствэнныца, сэстра́ чи тётка. Бэру́ть той плато́чок за четыре уголка, стано́вляться на скамэ́йку, на тий сторони́ стано́вяться и на тий, воны́ /молодые/ сыдя́т. Ця роздева́е, шо з ниве́сты, знима́ венок, надева́ соби́. А покэ́ зни́мэ, сти́кэ тых ча́рок[5]! То прысо́хло, то затяну́лося, то нэ розьяжу́!.. А та – молодо́го шапку знима́ и на сэ́бэ надева́е. Тоди́ бэру́ть платок и покрыва́ють» (Л.Н. Клок, М.С. Калашник). Две свашки из обоих родов (замужние старшие сестры или тётки) становились на лавку по обе стороны от молодых, снимали шёлковый платок с правой руки жениха, повязанный невестой после выкупа, брали его за четыре угла и трижды накрывали им молодых. Под платком молодые должны были поцеловаться. Во время покрывания свашки снимали головные уборы с молодых и надевали себе. После каждого цикла покрывания с исполнением ритуальной песни «Покрывачка плаче» менялись ими.

Покрывачка плаче,

Покрывачка плаче,

Покрываться хоче,

Нэ так покрываться,

Як поцеловаться.

(с. Богодуховка; ритуальная песня на покрывание)

Далее молодой закручивали волосы в гу́лю (шишку), закрепляли шпильками и надевали платок, которым «покрывали» молодых, повязывая концы вперёд. «Тоди́ платком запына́ють, – вона́ вже молоды́ця, вже нэ дивчина. Тоди́ вже отдаю́ть ии́ туды́» (М.С. Калашник). «А тоди́ вже, як ко́нчилы йих покрыва́ть, плато́чок пэрэгорта́ють[6] и ии́ нади́лы плато́чок. И тож ка́жуть, шо «зробы́лы з ди́вкы молоды́цю...» (Л.Н. Клок):

Ой, Боже мий, Боже,

Ой, Боже мий, Боже,

Шо ж мы наробылы,

С кныша – паляныцю,

С дивчины – молодыць...

(с. Богодуховка; ритуальная песня на завершения покрывания)

Информанты указывали на обязательное хранение свадебного венка для будущей благополучной жизни молодой пары и существование определённых правил хранения обряда. Самым распространённым способом хранения рукотворного свадебного венка являлось хранение в раме иконы под стеклом. После покрывания свашки, разряжавшие молодых, уносили венок и помещали его в икону Божьей Матери. Все остальные части свадебного наряда невесты (одежда, нагрудный букет, ленты, фата) хранились в сундуках.

Венки появлялись в обрядах второго и третьего дней свадьбы, которые предназначались для матери невесты и других ряженых свадьбо́вей (всех приглашённых на свадьбу). Чаще всего подобные венки изготавливались из крупных элементов (большие бумажные квитки для венка ряженой невесты и фуражки ряженого жениха), старых отрезов тканей, соломы или репейника, что придавало головным уборам гротесковый оттенок.

 

Фото 31

 

По материалам экспедиций автором статьи совместно с методистом Отдела русской традиционной культуры Н.Ю. Киселевой в 2008 г. была разработана технология изготовления свадебного венка с. Богодуховка. Далее предлагается технологическая карта изготовления двухъярусного венка невесты данной традиции.

 

Технологическая карта изготовления свадебного венка невесты

с. Богодуховка Павлоградского района Омской области

 

 

 

Материалы

 

Толстая проволока (15-20 мм в сечении) – около 1м

Тонкая проволока (1-2 мм в сечении) – из расчета 15-17 см на каждый стебелек.

Бинт (для обмотки ободка) – 2-2,5 м

Бумага гофрированная (зеленая, розовая, белая)

Канифоль

Воск или парафин

Вата

Сетка для фаты – 2-2,5 м

Нитки белые

 

Инструменты

Ножницы.

Большая («цыганская») игла

Нагревательный прибор (спиртовка, электрическая плитка…)

1.                 Изготовление обода (всего изготовить 2 обода):

а) Толстую проволоку сложить вдвое и изогнуть по форме головы таким образом, чтобы стык проволоки приходился на теменную область, а края образовывали петли.

 

б) Готовый каркас обернуть бинтом или полоской марли, сформировав завязки. Для этого отступить от края бинта 25-30 см и закрепить его за петлю обода. Обмотать обод бинтом достаточно крепко и также закрепить второй конец за петлю, оставив 25-30 см бинта на завязку.

2.                 Изготовление стебельков для цветов, листьев и буличек.

а) Нарезать тонкую проволоку на фрагменты 16 -17 см. Из белой гофрированной бумаги нарезать полоски шириной до 1 см.

б) Закрепить полоску на краю проволоки и, диагонально натягивая, обмотать.

С обоих концов обмотанную проволоку загнуть петелькой для закрепления бумаги.

 

 

 

3.                 Изготовление цветов (13 или 15 штук на каждый ярус):

а) Цветную гофрированную бумагу разрезать на прямоугольники длиной около 35 мм, шириной около 20 мм.

б) Развернув прямоугольник вертикально, накрутить правый верхний уголок на цыганскую иглу, слегка сжать, иглу вынуть. То же повторить со вторым левым уголком. Затем аккуратно придать верхней части лепестка овальную форму.

 

в) Пальцем растянуть центр лепестка, придав ему форму чашечки. Нижний край лепестка сжать.

г) Сложить 7-9 лепестков вместе, сформировав цветок.

д) Плотно обернуть «ножку» цветка стебельком 2-3 раза оставив при этом длинный конец для крепления на ободок венка.

4.                 Изготовление буличек (50-60 штук).

Каждый край стебелька плотно обернуть небольшим количеством ваты, сформировав «капельку».

5.                 Обработка воском (парафином) цветов и буличек.

а) Воск (парафин) растопить на водяной бане, на плитке или спиртовке в узкой высокой посуде (кружке, стакане…). Воск (парафин) должен быть светлым, количество достаточным для того, чтобы полностью погрузить цветок.

б) Цветок, взяв за стебель, окунуть в жидкий воск, дать излишкам стечь и выложить на бумагу до затвердения воска.

в) Булечку обмакнуть в теплый воск и пальцами уплотнить шарик, не дожидаясь затвердения. После затвердения воска стебель с булечками сложить пополам.

 

                      

6.                 Изготовление листьев.

а) Зеленую гофрированную бумагу разрезать на прямоугольники длиной около 55 мм, шириной около 35 мм.

б) Развернув прямоугольник вертикально, сложить его пополам, срезать верхние углы, придав форму листа, вырезать зубчики.

 

в) Нижний край листика сжать. Плотно обернуть скрученный край стебельком 2-3 раза.

г) В металлической ёмкости растопить канифоль до жидкого состояния. Готовые листочки окунать в канифоль, дать излишкам стечь и выложить или подвесить так, чтобы до затвердения канифоли лист не касался поверхности.

 

 

7.                 Оформление ярусов венка.

 

а) Цветы, листочки и булечки поочередно закреплять на втором ободе, распределив по всей длине (за каждым цветком – два листочка, соединенных вместе, за центральным цветком – трилистник).

 

 

б) Цветы и булечки поочередно закреплять на первом ободе, распределив по всей длине.

 

 

 

                      

8. Изготовление «сережек» (2 комплекта): три булечки (2 – по 6 см, 1 /центральная/ – 8 см) соединить вместе, закрепить каждый комплект на каждом крае первого обода.

 

9.                 Изготовление фаты.

 

а) Материал для фаты расположить вертикально. Подогнув верхний край (около 5 см) заложить три гребня: первый высотой около 4 см, второй – 6 см на расстоянии 3 см друг от друга, третий – около 8 см.

 

 

 

б) Закрепить каждый гребень швом «через край», стянув затем до размера обода.

   

10.             Сборка.

 

Собрать убор на голове, для этого уложить сначала фату. Затем каждый ярус-венок поместить между гребнями фаты, закрепить завязками вокруг головы.

 

В период 2000-х гг. традиционная форма бытования свадьбы с. Богодуховка находится в пассивном состоянии. Исполнители транслируют информацию по традиционной культуре по просьбе собирателей. Сценические формы украинской традиционной культуры сохранялись среди аутентичных исполнителей села Богодуховка вплоть до 2008 года. Отдельные значимые элементы восстанавливаются благодаря деятельности учреждений культуры Омской области (культурно-досуговый центр с. Богодуховка Павлоградского района, муниципальный Дом культуры р.п. Павлоградка, Павлоградский районный историко-краеведческих музей имени Н.А. Свиркина). Восстановленные формы украинской традиционной культуры бытуют среди фольклорно-этнографических ансамблей Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина (студенческого ансамбля «Новая деревня» и ансамбля-лаборатории преподавателей училища «Берегиня»), а также реализуются в деятельности по реконструкции народной одежды в рамках Областного конкурса мастеров народного костюма «Этностиль» (проект Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества).

________________________________

[1] Захолоня́е – застывает


[2] Ши́ршка – широкая


[3] Чималэ́нькый – изрядный


[4] Затулля́ – закроет


[5] Сти́кэ тых ча́рок – столько тех чарок


[6] Пэрэгорта́ють – переворачивают


Библиография

1. «Куды, доню, собыраесся?..» Свадебная обрядность украинских переселенцев Омского Прииртышья / Сост. Т.М. Репина, О.Г. Сидорская / Отв. ред. В.Ю. Багринцева. – Омск: Издательский дом «Наука», 2007. (Серия «По материалам фольклорно-этнографических экспедиций», вып. 2). – 186 с.; ил.

2. Сидорская О.Г. Свадебные венки украинцев Омской области (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 2005-2009 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVIII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. – Омск: Изд-во «Амфора», 2009. – С. 235-241.

3.   Сидорская О.Г. Свадебные пригласительные обходы дворов у украинцев Омской области // Сибирская деревня: история, современное состояние и перспективы развития: Сб. науч. тр. в 3- х ч. – Омск: Изд-во «Омскбланкиздат», 2010. – Ч. II – С. 138-146.

4.    Сидорская О.Г. Свадебный обрядовый комплекс украинцев Омской области // Традиционная культура, № 2 (46). – Москва, 2012. – С. 61–71.

5.    Сидорская О.Г. Состояние музыкального фольклора украинских переселенцев юга Омской области (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 2005-2007 гг.) // Народная культура Сибири: Материалы XVI научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т.Г. Леонова. – Омск: Изд-во «Амфора», 2007. – С. 282-287.

6.    Сидорская О.Г. Традиционное свадебное обрядовое дерево украинцев Сибири: основные типы и функции // Культура как предмет комплексного исследования [Текст]: сб. науч. тр. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – Вып. 10. – С. 76-88.

7.    Сидорская О.Г. Традиционные свадебные венки невесты (на примере украинского населения Омской области) // Культурологические исследования в Сибири. – 2009. – № 1 (27). – С. 138-148.

8.   Сидорская О.Г. Традиционные элементы свадебной обрядности украинцев Омской области // Вестник культуры № 1 (35). Материалы Регионального научно-практического семинара «Проблемы изучения и использования культурного потенциала славянского населения Омской области. – Омск: Издательский дом «Наука», 2011.  – С. 12.



Возврат к списку

Поделиться в соц. сетях



скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.

3. Протокол от 26.12.2017 г.