О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ НОВОСТИ НОВОСТИ



Центры русской традиционной культуры Омской области

Традиции украшения "красного угла" русского старожильческого населения Омской области

Красный угол, д. Крестики Оконешниковского района Омской области, 2011 г.

Красный угол 

д. Крестики Оконешниковского района Омской области, 2011 г.

Фото О.Н. Лобзовой.

Традиции оформления красного угла на территории Омской области (юга западной Сибири) сохранились до наших дней достаточно фрагментарно, в силу различных исторических и экономических обстоятельств, но и они могут рассказать многое. Для более полного раскрытия материала мы пользовались несколькими источниками, это: архивные материалы и дореволюционные издания; современные исследования; этнографические коллекции музеев Омска и Омской области; материалы экспедиций «Сибирского культурного центра» - отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области; фольклорные экспедиции Омского государственного педагогического университета, проходившие по территориям Омской, части Курганской, Новосибирской, юге Тюменской областей с 1999 по 2016 годы. Очерченная нами для изучения территория обусловлена границами Омской области в интересующий нас период, поскольку не совпадает с имеющейся на сегодняшний момент.

Исследуя и анализируя отдельные разной степени сохранности элементы оформления молельного места, можно сделать выводы, что на изучаемой нами территории существовало несколько традиций, которые возможно объединить в две основные группы: южнорусская и старожильческая. Южнорусская группа включает в себя традиции поздних переселенцев последней трети XIX - начала XX века из Белоруссии, Украины и юга России, в основном приехавших в Сибирь во время столыпинской реформы, старожильческая же впитала в себя культуру более ранних переселенцев.

Старожильческая группа достаточно велика и неоднородна, она включает в себя традиции наиболее ранних переселенцев: казаков – организовавших первые крепости и форпосты, затем пришедших немного позднее крестьян из северных губерний России и старообрядцев, переселившихся во времена Екатерины II. Старожильческая группа на территории Омской области начала формироваться в основном в северной её части, в конце XVI начале XVII века. Об этом мы можем судить по датам основания населенных пунктов, среди которых старейшие относятся к концу XVI века, одним из таких считается город Тара, дата основания которого 1594 год. Таким образом, нами будет рассматриваться молельная культура красного угла жителей населенных пунктов, основанных начиная с конца XVI века по начало XIX века, именно в этот период формировалось старожильческое население Омской области.

За тысячелетнюю историю христианства на Руси сложились определенные принципы построения молельного пространства в домашнем крестьянском быту. Оно состояло из нескольких частей, составляющих единую культурную форму – определенную конструкцию молельного угла, оформление и наполнение. Конструктивные особенности молельного пространства «Красного угла» – неотъемлемая часть архитектоники крестьянского дома. Прежде, чем что-то сказать о нем, необходимо рассмотреть архитектуру и построение крестьянского жилища, обозначить нахождение красного угла в бытовом пространстве жилья.

Основной состав населения означенного нами периода приходится на сельские местности. По данным переписи 1929г., городских жителей по западной Сибири было всего 12,8% общего населения. Поэтому наше внимание затронет в основном сельскую часть поселений. Исследователь деревянного зодчества Сибири Е.А. Ащепков писал «… в планировке Сибирских деревень можно отметить систему и план и при многих общих чертах некоторые особенности и своеобразие по сравнению с планировкой сел Европейской части Союза.»[1] Е.А. Ащепкова интересовали наиболее старые села на территории Сибири, их модификация с течением времени. Исследовательский срез, им проведенный, затрагивает период 40-50-х годов XX века, многое с течением времени в наших экспедиционных поездках мы уже не увидели, поэтому во многом относительно архитектурного обустройства Сибирской избы мы будем опираться на этого исследователя. В своих книгах Е.А. Ащепков выводит общие черты: «Деревня по общему виду представляет собой горизонтально протяженную композицию изб, сараев, амбаров и т.д., чаще одинаковых по высоте. Дома в большинстве случаев обращены торцами и окнами на улицу; при этом ориентация окон на солнечную сторону теряет свое главенствующее значение.»[2] Это ни в коем случае не значит, что на положение солнца относительно построек крестьяне не ориентировались. Не заостряя внимания на этих моментах, Е.А. Ащепков в своем исследовании «Русское народное зодчество в западной Сибири» приводит планы деревень, при этом обязательно обозначая стороны света.

По воспоминаниям жителя с. Красноярское Омской области Панченко А.Н. дом его бабушки (Панченко Е.К., 1906 г.р.) «…был один из самых старых на улице, стоял почему-то как-то не так как все, все лицом к улице, а он немного боком. Вход был с восточной стороны, а как войдешь, очень тепло уютно было. На северной стороне всего одно окно, а на южной много».[3]

Одна из характерных черт народного зодчества Сибири – подчеркнутая лаконичность всего сооружения и отдельных деталей. Нет ничего лишнего в оформлении избы – все сдержанно и полно суровой красоты. Это не прибедняет сибирские постройки, а, наоборот, сообщает им прелесть, так тонко гармонирующую с окружающей природой.

Красной нитью через все исследование Ащепкова Е.А. проходит мысль, что не смотря на особенности Сибирской архитектуры, основные черты она унаследовала у европейской части России. Следовательно – возможно в наших исследованиях использовать труды этнографов изучавших центральную Россию.

Представления, связанные с красным углом, достаточно стереотипны, часто приходится слышать, что это дальний от входа угол по правую руку. Ученые исследователи в частности Байбурин А.К., в своих исследованиях говорят, что это не всегда так. Положение «Красного угла», по мнению исследователей, зависит «от печи». Так, еще в середине XIX века, на европейской части территории расселения русского народа четко прослеживалось четыре разных типа внутренней планировки крестьянского жилища. Это, «восточный южнорусский тип», «западный южнорусский тип», «западнорусский тип», «северо-среднерусский тип».

Для «восточного южнорусского типа» (Воронежская, Тамбовская, восток Тульской, север Владимирской губерний) характерно расположение печи в дальнем от входа углу, при этом устье печи было обращено ко входу. «Западный южнорусский тип» (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развернута устьем к боковой стене.

В «западнорусском» типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повернута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латвии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При «северо-среднерусском» типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было расположено в сторону от него, к дальней стене. При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи, то есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. От чего зависело расположение «красного угла»?

Надо отметить, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной, при этом с частями света связывались четко определенные понятия. В более древнюю эпоху (VI – IX века) по археологическим данным печь ставили в противоположной от входа стороне: жилье топилось по-черному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Судя по тому, что дверь у жилищ ориентировалось на юг, очаг или печь у северной стены далеко не случайны – с севера могла прийти беда, а с ней болезни и холод, зло. Начиная с X века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной, именно тогда начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища. Расположение печи в северной части дома осталось неизменным.

Итак «красный угол», судя по многим этнографическим источникам, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило. Это же подтверждается нашими данными, собранными в экспедициях по югу западной Сибири, на вопрос «…а где у бабушки был «красный угол» Панченко А.Н. отвечает «так у южных окон и был, там же светлее»[4]. Встречается также красный угол и рядом со входом, один из примеров зафиксирован нами в экспедиции 1999 года в с. Знаменское, Знаменского района Омской области.

Среди старожильческой группы традиция оформления и конструктивные особенности красного угла у старообрядцев сохранялась наиболее долго. Тем не менее, в данной статье мы не будем рассматривать их отдельно, т.к., соседствуя между собой в одном населенном пункте, очень часто разные этнические группы, взаимодействуя, теряли чистоту традиции. Из-за фрагментарности сохранившегося материала мы не можем четко сказать, действительно ли это культура, привнесённая из пунктов переселения, или сформировавшаяся в процессе взаимодействия.

На территории Омской области встречаются различные названия красного угла в зависимости от преобладания этнической группы, проживающей на данной территории. У старожильческого населения, по нашем экспедиционным данным, преобладает название «божничка» и «божница», причем это название описывает весь комплекс красного угла, в который входит: полочка для иконы, сама икона, праздничное полотенце, оформлявшее красный угол, лампада, атрибуты великих церковных праздников (вербы, пасхальные яйца, просвиры), также может встретиться паломнический сувенир. По нашим экспедиционным данным основой старожильческого красного угла является подставка под икону – подыконник, полочка которая может быть нескольких конструкций - от более сложной и украшенной до совсем простой, угловой полки. Более сложная конструкция представляла собой стационарно встроенную полку, ограниченную невысоким бортиком, или изготавливался небольшой шкафчик – киот конкретно под размер имеющихся икон. Такие полки можно встретить в старожильческих поселениях с постройками в возрасте более 150 лет. Скорее всего это привезенные традиции, поскольку о встроенных полках пишет архитектор и историк, исследователь деревянного зодчества России конца 19 века Михаил Красовский «Полки для образов, устраивавшиеся на стенах, были или простыми, состоявшими из длинной доски с невысокой закраиной, мешавшей образам соскальзывать с полки, или делались затейливыми, то есть состоявшими из нескольких частей, украшенных порезками и окаймлявших иконы вроде рамок. Если верхняя доска полок не имела наклона наподобие отливной доски окон, то образа то образа ставились и на нее, а не только на нижнюю доску. Такие полки отличались от киотов лишь тем, что были не переносными, а раз и навсегда прикрепленными к стенам, да тем, что были более грубой работы, нежели киоты, так как делались обыкновенно плотниками.

Конструкция сложного красного угла, деревня Слобода Большеуковского района Омской области, 2011 г. (экспедиция ЦСТ, руководитель Н.К. Козлова)

Конструкция сложного красного угла,  деревня Слобода Большеуковского района Омской области, 2011 г. Экспедиция ОООО "Центр славянских традиций", руководитель Н.К. Козлова.


Судя по записям М.В. Красовского, красный угол представлял из себя заранее продуманную архитектурную деталь как само-собой разумеющиеся строившуюся вместе с домом. Именно такой архитектурно оформленной деталью интерьера нам удалось зафиксировать в экспедиции в уже пустующем доме с. Караульное. Встроенная иконная полочка украшена прикрепленными по верхнему краю отдельными резными фрагментами, немного выступающий над полкой верхний край призван удерживать стоящие на ней иконы. По низу полку поддерживают филенки, заодно играющие роль украшения интерьера. Наше внимание привлекло профессиональное выполнение деталей резьбы, для выполнения такой достаточно кропотливой работы необходимы специальные приспособления и инструменты, что говорит о наличии небольшой кустарной мастерской где-то в этой местности. Тем более такая полка не единственная, подобная хранится в Называевском историко-краеведческом музее.

5.JPG

Резная божница, экспозиция историко-краеведческого музея г. Называевска, 2008 г. 


Директор музея Корнов Алексей Евгеньевич вспоминает, что экспонат был найден в разобранном виде в заброшенном доме села Зудилово Называевского района Омской области, как она висела в доме, неизвестно, они собрали так, как подходили детали. По характеру исполнения вполне может показаться, что это одна и та же вещь, но присмотревшись внимательно, видно, что сохранность музейного экспоната гораздо лучше. Обе полки выполнены в одной стилистике и возможно одним мастером кустарем. Можно сделать предположение, что одно из направлений деятельности мастера - это изготовление подыконников, которых было гораздо больше, чем сохранилось, поскольку конструкция и исполнение иконной полки отработаны мастером до автоматизма.

И так, рассмотрев конструктивные особенности красного угла старожильческого населения, можем отметить, что на рассматриваемой нами территории преобладал встроенный красный угол, и он наиболее архаичен. В более поздний период появляется навесная конструкция.

Иконные полки, встреченные нами в экспедициях, чаще всего были окрашены какой либо однотонной краской, но скорее всего, так было не всегда. Об этом говорит полочка, хранящаяся в Ишимском художественно – историческом музее. Профессионально расписанная в стиле свободно-кистевой «маховой» росписи, с цветочным орнаментом в полосе, производит впечатление редкой, но не исключительной вещи. 

4.jpg

Расписная божница на экспозиции историко-краеведческого музея г. Ишим, 2006 г.


С уверенностью сказать, что расписные иконные полки бытовали повсеместно у старожильческого населения, мы не можем, но то, что они существовали, не требует особых доказательств, поскольку сохранившиеся фрагменты домовой росписи мы можем встретить в северных районах Омской области и юга Тюменской до сих пор. «Отхожий» расписной промысел бытовавшей на этой территории пользовался большим спросом, об этом говорят письменные источники – художественная и документальная литература и экспедиционные данные. «Распищики», ходившие по деревням, брали заказы по росписи в зависимости от желания и кошелька заказчика, это могло быть большим заказом по росписи всего внутреннего пространства дома или отдельных предметов мебели, как встроенной, так и передвижной. Красный угол как необходимый предмет интерьера, являвшийся и предметом гордости, скорее всего тоже расписывался. В экспедициях по северным районам Омской области мы встречали достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты свободно-кистевой росписи по дереву разного уровня мастерства. Расписывали стены, потолки, филенки, прялки - об этом свидетельствуют фрагменты сохранившейся росписи. Сделано в экспедиции по Омской области в д. Караульное Называевского района в 2001 г.

Встречаются легко и быстро «махом» написанные образцы с прекрасным, хотя и сдержанным колоритом, но могут встречаться и образцы, написанные достаточно плохо и порой профессионально неграмотно. В своей книге путешественник по Сибири С.Я. Елпатьевский[5], описывает жизнь каторжников и отпущенных на поселение после отбытия наказания, один из его рассказов «Жигане» посвящен бывшему арестанту и его существованию в поселке «Береговое» в Сибири. «Кто он? Он – Ванька Беспечальный. Даже и тогда, когда он был чем-то, он прежде всего был Ванькой Беспечальным.»[6] «Летом, когда город пустел, - обыватели отправлялись на прииски и на солку рыбы, - Копчик и Ванька ходили по деревням. В одной они объявлялись печниками, в другой – «По скотской части», в третьей – малярами и красили ставни петухами, а дуги звездами и букетами. Иногда придумывали особенные комбинации.»[7]

В комплекс красного угла, как мы говорили ранее, входит и украшение его полотенцем. В Омской области встречается несколько спецефических названий полотенец, украшавших красный угол. Это – «боговы штаны» - полотенца сшитые вместе и представляющие из себя три куска ткани, два из которых были длинные и пришивались по бокам более короткого, и «набожники» - вышитые празднично полотенца, чаще всего имеющие длину 2,5 и 3 м. Иногда «набожниками» назывались особого вида полотенца, имеющие «круглую» форму, представляли из себя длинное полотно, концы которого были соединены вместе единым кружевом.

Иконный шкафчик чаще всего не украшался полотенцем, представляя собой достаточно аскетичный молельный угол. В некоторых случаях полотенце вешалось на праздники, неся декоративную функцию. Более простая конструкция божницы, представлявшая собой угловую полочку с бортиком, на которую ставились иконы, наоборот достаточно часто покрывалась полотенцем. Полотенце, если вешалось на икону, призвано было минимально скрыть изображение, оно как бы окантовывало икону. Полка под иконами покрывалась салфеткой.

6.JPG

Простой вариант божницы, д. Большая Това Усть-Ишимского района Омской области, экспедиция  2005 г. 


Старожильческий красный угол представляет собой целый комплекс взаимосвязанных между собой вещей, которые было не принято прятать за полотенцем или занавесками, Чаще всего встречаются именно салфетки (расположенные углом). Кроме пасхальных яиц и вербочек, заменяемых ежегодно, на иконной полочке мог храниться паломнический сувенир, принесенный предками из поездки в святые места, такой сувенир тщательно хранили, а истории связанные с ним передавались из поколения в поколение.

7.JPG

Паломнический сувенир, Муромцевский район Омской области, 2010 г.


В экспедициях по населенным пунктам с преобладанием старожильческого населения мы встречали красные углы, не имеющие внутренней конструкции, для создания такой «божницы» использовали простой гвоздь, вколоченный в угол или боковую стену, на котором висела икона или несколько в вертикальный рад. Такой вид красного угла, без дополнительной конструкции, под иконной полке, крайне интересен. Божница представляет собой весь перечисленный нами ранее комплекс, который часто бывает дополнен небольшим угловым столиком, на котором могут лежать молельные книги или просто листы с молитвами. Угловой столик кроме старожильческого населения встречается у старообрядцев, в таком случае на столике могут присутствовать «лестовки» своеобразные четки для чтения молитв, представляющие собой веревочку с узелочками, завязанными через определенное расстояние, сложена такая веревочка петелькой, на конце которой пришит треугольный тряпочный наконечник. На столике могут храниться небольшие молельные салфетки, красиво отделанные и вышитые, такие салфетки выполняют несколько функций: подкладываются под локти молящегося и используются для держания в руках святого писания или иконы. Полный набор предметов на молельном столике встречается редко, чаще всего присутствует неполный набор атрибутов для моления.

8.jpeg

Красный угол с молельным столиком, д. Большая Това Усть-Ишимского района Омской области, экспедиция  2005 г. 


Красный угол и традиции связанные с ним являются неотъемлемой частью народной культуры требующей внимательного и скрупулёзного дальнейшего изучения.



[1] Ащепков Е.А.Русское народное зодчество в западной Сибири»

[2] Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в западной Сибири»

[3] Запись автора, экспедиция СКЦ с. Красноярское омского района Омской области. 2015 г.

[4] Запись автора, экспедиция СКЦ с. Красноярское омского района Омской области. 2015 г. 

[5] С.Я. Елпатьевский «Очерки о Сибири», издание третье редакции журнала «Русское богатство», С.Петербург типография Н.Н.Клобукова 1901г. С. 189

[6] С.Я. Елпатьевский «Очерки о Сибири», издание третье редакции журнала «Русское богатство», С.Петербург типография Н.Н.Клобукова 1901г. С. 45   

[7] С.Я. Елпатьевский «Очерки о Сибири», издание третье редакции журнала «Русское богатство», С.Петербург типография Н.Н.Клобукова 1901г. С. 49

    

Автор - Лобзова Ольга Николаевна, ведущий специалист по жанрам творчества отдела русской традиционной культуры БУК "Государственный центр народного творчества"


Возврат к списку

Поделиться в соц. сетях



скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.
3. Протокол от 26.12.2017 г.

4. Протокол от 28.09.2018 г.
5. Протокол от 26.12.2018 г.
6. Протокол от 27.12.2019 г.