О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ

Центры русской традиционной культуры Омской области

Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области

Певческая традиция села Крестики Оконешниковского района Омской области

"Ой, на реке" с. Крестики Оконешниковского р-на

"Отъезжаешь, милый, оставляешь" с. Крестики Оконешниковского р-на

"Удаль молодецкая" с. Крестики Оконешниковского р-на


     Песенная традиция села Крестики Оконешниковского района является частью народно-песенной культуры русских старожилов Омского Прииртышья, однако выделяется среди стилистически целостной русско-сибирской традиции раннего формирования как уникальная узколокальная певческая традиция. Крестинцы демонстрируют яркие мелодические варианты на распространённые песенные сюжеты и типовые напевы, развитую многоголосную фактуру и особое мастерство исполнительских групп в период активного бытования традиции.

    Село Крестики,расположенное на юго-востоке Омской области, было основано в 1787 году (по другим данным – в 1822 году) на перекрёстке дорог между четырёх озёр. Жители называют себя «челдонами». Точных свидетельств о местах выхода первых поселенцев Крестиков нет. Рост численности населения на территории нынешнего Оконешниковского района происходил и путём оседания новых переселенцев из-за Урала, и вследствие перераспределения имеющегося в Западной Сибири русского населения из Тарского, Тюменского, Тобольского уездов. Известно, например, что село Оконешниково, расположенное в 35 км от Крестиков,возникшее в самом начале 19 века как крестьянская заимка и ставшее в 1935году районным центром, заселялось преимущественно рязанцами и туляками; подселялись рязанцы и к Пресному озеру. В 1858 году в Оконешниковой деревне проживало 218 жителей, в Пресновском – 277, а в Крестинском – 439, к 1895 году село Крестинскоенасчитывало143 двора, 1260 жителей.

01.png

Жители с. Крестики

     Вместе с самобытной песенной традицией Крестики гордятся сохранившимися старинными ворсовыми коврами и традиционной одеждой, по отдельным особенностям которых этнографы усматривают некоторые связи с народной культурой Рязанской земли, однако новые сибирские условия, взаимодействие с переселенцами из разных мест и русскими старожилами способствовали формированию новой самобытной культуры.

    Певческий стиль села Крестики впитал и переплавил в течение полутора веков особенности разных фольклорных традиций: отдельные элементы указывают на наличие как севернорусских, так и южнорусских фольклорных привнесений, но, в целом, общий характер крестинской традиции, музыкально-стилевые закономерности песен находятся в общем русле старожильческой песенной культуры.

     В речи исполнителей и песенных текстах отражены смешение системных черт южнорусского диалекта (йотирование гласных ("й-ана"), аканье - яканье ("нявыкупалси, нявымаралси"), фрикативное «г», смягчение окончаний («тоска бярёть», «толькя», «косанькю») и сибирских говоров (замена «щ» сдвоенным «ш» –«прошшай», «пушшай», вместо «ещё» – «ишо»; у ряда исполнителей – взрывной «г»; особенности произношения слов «маёй», «какА» вместо «какая» и др.).

     О пении крестинцы говорят – «играть песни»: «Люди думают – вот ведь какие бездельницы: как ни погляди – всё себе сидят на лавочке у ворот да играют песни…».

  Основу репертуара певческих групп села Крестики составляют свадебные, хороводные, вечёрочные, рекрутские песни, романсовая лирика. Среди песен календарного цикла бытовали таусени.

 В распевах песенных текстов широко распространены огласовки согласных и колорирование («чёр(ы)набро(ё)вая», «биряжо(ё)чек(ы)»).

   Как и принято в чалдонских традициях, важнейшее место в репертуаре занимает протяжная песня. Кроме собственно лирических, неторопливо, нараспев поются и свадебные, и хороводные песни, и романсы. Интенсивное влияние лирического стиля на свадебные и хороводные песни выражено в наличии сольных запевов (не только в первых строфах песен), ярко выраженных кадансах, обилии внутрислоговых распевов, словообрывов, словоповторов, вставок дополнительных частиц и восклицаний:

Свадебная:

Ой, на реке, да (ши)то…эй,

(Ш)то-то на ре…эй, на реченьки, да (ш)то….

(Ш)то на то(и) ти… тихай за…,

Ай, дак(ы)завади.

     Зафиксированы коллективно исполняемые песни-причитания – плач невесты (исполнялся во время обряда окручивания) «Ой, вот прощай-то, прощай, белай свет…» и песня-плач по матери (перешедшая в разряд лирики) «Близь холоднаю воды…».

  Пение двух-трёхголосное, в низком и среднем грудном регистре; свойственна особая сдержанно-экспрессивная вокальная манера. Преобладает пение ярким, насыщенным звуком, выделяется колористический верхний подголосок; темп неторопливый, чаще медленный. Сольный запев более свободен ритмически. Характерный исполнительский приём – «глиссандо», именно он часто служит маскировкой цезуры, соединяя последний звук одной фразы с началом другой. Средством оживления напевов, основанных, как правило, на вращении нескольких попевок небольшого диапазона, служат внутристрофная темповая подвижность и вариативность. В сочетании поступенного движения и опеваний в разных голосах фактуры могут возникать проходящие кластерные созвучия. Типичной для музыкального стиля Крестиков можно считать ладовую модель минора с переменной, чаще высокой,VI ступенью с характерным кадансовым нисходящим ходом у верхнего подголоска от септимы через квинту (кварту) к основному тону в унисон со всеми голосами: «Перепёлочка», «Горы Воробьёвские», «Рвала раскрасоточка шалковую травку», «Не будет тяжелее», «Скучно-скучно жить девчонке» и др.

     Интересны хоровые частушки крестинцев, исполняемые под гармошку – «крестинские переборы». Первая половина частушки звучит нараспев, ритмически подвижная вторая часть строфы – почти речитатив, в начале каждой второй строфы хором поётся окончание предыдущей частушки, а речитативом сольно запевается следующая, таким образом устанавливается композиция с цепной строфой:

 

Постели, мама, постелю ят порога до стола

Вспомни мамушка родима, я когда на ей спала.

 

Вспомни мамушка родима, я когда на ей спала.

Эт гармоня не моя, моя дома новая.

 

Эт гармоня не моя, моя дома новая.

Эт матаня не моя, моя чернобровая.

 

Эт матаня не моя, моя чернобровая.

Ох ты, мамка моя, мамка, как тебе меня ня жаль…

02.png 

Гармонист: Арефьев Николай Семёнович, Анна Григорьевна Трофимова, 

Смирнова Елена Андреевна, Анастасия Ивановна Тимофеева 


     Хранителями песенной традиции села долгое время оставались группы мастеров. В 1972 году директор сельского Дома культуры Краснопольская Фаина Хайритдиновна из знатоков традиции организовала фольклорный ансамбль, который назвали «Чалдонцы». 


03.jpg

Ансамбль «Чалдонцы»

слева направо: Александра Ивановна Афанасьева, Анна Григорьевна Трофимова, Анастасия Ивановна Тимофеева, Наталья Ивановна Борошенко, Наталья Петровна Иванова, Анна Фёдоровна Дворцова, Наталья Романовна Арефьева, Агафья Ивановна Ульянова  


     Мастерский уровень исполнения крестинских песен на праздниках и областных фестивалях демонстрировали запевалы Наталья Ивановна Борошенко (1913) и Наталья Романовна Арефьева (1929), Анна Григорьевна Трофимова (1917) – верхний подголосок, Александра Ивановна Афанасьева (1909), Анастасия Ивановна Тимофеева (1917), Наталья Петровна Иванова (1913), Анна Фёдоровна Дворцова (1909), Агафья Ивановна Ульянова (1908), гармонист и певец Василий ВикторовичБабкин (1901).

   Сегодня внуки и правнуки участников коллектива поют в ансамблях «Молодица» и «Чалдонята» (руководитель Лилия Викторовна Марченко), однако им трудно в полной мере освоить ту певческую культуру, наследниками которой они являются. «Куды им, не сыграють эти песни» – говорила о молодых Анна Фёдоровна. С тех пор прошло более 25 лет, ушли старшие поколения настоящих мастеров, но яркая, самобытная традиция села Крестики по-прежнему представляет исключительный интерес для исследователей и исполнителей фольклора русских сибиряков.

       К сожалению, фиксировать образцы крестинского песенного фольклора стали довольно поздно. Омский фольклорист Ефим Яковлевич Аркин записывал фольклор крестинцев в 1979, 1989, 1999 годах. В 1988 году сотрудниками ГТРК «Иртыш» были сделаны студийные записи ярчайших образцов крестинского фольклора – свадебной «Ой, на реке», рекрутской «Удаль молодецкая», лирической «Отъезжаешь, милый, оставляешь». Вместе со своими экспедиционными эти записи были включены Е.Я. Аркиным в компакт-диск крестинского фольклора «За лесом солнце просияло… Чалдонские мотивы», вышедший в 2008 году. Кроме того, часть песен уже была представлена в аудио-сборнике «Народные песни Омского Прииртышья. Поют народные исполнители», подготовленном Е.Я. Аркиным в 2005 году. Расшифровки 9 песен вошли в его сборник «Ты берёзка моя» (г. Омск, 1987 г.). В 1997 году музыкальный фольклор села Крестики записывали И.Г. Чумаков, Е.М. Чешегорова (Ефремова) и Ю.Ю. Басаева (Тарханова), в 2007 – О.Г. Сидорская, Н.В. Котенко (Янова), Т.М. Репина. Новогодняя песня «Ой, таусень», записанная Е.М. Чешегоровой, была опубликована в научно-методическом пособии «Русский народный праздник» и размещена в аудиоприложении к нему «Календарный фольклор Омской области» (2005).

    Экспедиции проводились на этапе угасания певческой традиции, зафиксировано менее сотни песенных образцов, но они охватывают основу жанровой системы традиции. Записи велись преимущественно от женских ансамблей. Не дождавшиеся с войны или пережившие своих мужей крестинцы исполнили множество и мужских (рекрутских, солдатских, казачьих) песен, среди которых классика лирики «молодецкого цикла» в чалдонском музыкально-стилевом изложении: «Горы Воробьёвские», «Удаль молодецкая», «Ой, поля, вы поля», «Уж, ты, Ваня, разудала голова», «Ехали солдаты со службы домой» и др.

04.png

Анна Григорьевна Трофимова, 

выдающийся крестинский подголосок (1917 – 2014)


     В настоящее время аутентичная форма бытования певческой традиции села Крестики практически не сохранилась. Как объект нематериального культурного наследия Омской области она существует в форме архивных записей, хранящихся в личных архивах и в Областном фонде фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. Восстановленная же форма широко бытует в практике целого ряда фольклорных ансамблей г. Омска и Оконешниковского района Омской области.

     В 1991 году о «Чалдонцах» был снят фильм «Не иссякнет народный родник», который транслировался на областном телевидении. Знакомство с ним могло бы расширить наши представления о песенной культуре села Крестики. 


05.jpg

с. Крестики сегодня


с. Крестики сегодня

с. Крестики сегодня

Автор - Виктория Юрьевна Багринцева, заместитель директора 

КУК Омской области "Омский государственный детский ансамбль"



Возврат к списку

Поделиться в соц. сетях



скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.