О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ

Центры русской традиционной культуры Омской области

Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области

Традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области

О традициях женского костюма на территории Омского Прииртышья говорить сложно, особенно, если речь идет о русском старожильческом населении. Крупицы информации в архивных документах, сведения из литературных источников, очерков, воспоминаний публицистов прошлого дают неполную, но иногда даже более достоверную картину, чем, к сожалению, музейные коллекции. Коллекции эти малочисленны, а большая часть их экспонатов – результат поздних сборов. Еще более скудны результаты экспедиций последних лет. Отдельные сохранившиеся элементы традиционной одежды, часто позднего происхождения, испытавшие влияние культурных процессов недавней истории, иногда рассматриваются как типичные. Информация, которую они несут, транслируется на всю историю костюма, что, в свою очередь, формирует искаженное представление об этой интересной стороне традиционной бытовой культуры потомков русских первопоселенцев в наших краях.

В ситуации, когда исследователи рады встрече с любыми, даже отдельными элементами традиционной одежды, внимание их, да и широкой публики, не могли не привлечь «Чалдонцы», аутентичный ансамбль из старинного села Крестики Оконешниковского района Омской области. На районных и областных мероприятиях в 1970-х годах коллектив аутентично звучал и был соответственно наряжен – в ярких, как пасхальные яйца, парочках, цепляющих своей инородностью на обширном тогда «клюквенном» певческом поле. Все участницы щеголяли в подлинных, почти не подверженных «моральному старению» в этом, отдельно взятом, селе одеждах своей молодости или доставшихся им от матерей. Но яркая песенная традиция была в то время основным объектом исследований. Много позже для собирателей конца 1990-х, 2000-х годов материальная культура, в том числе костюм, по важности уровнялась с фольклорной. Но к этому времени невосполнимые утраты (уходили носители, сжигались за ненадобностью вещи) сузили, как шагреневую кожу, еще недавно обширный материал.

Комплексные экспедиции проводились, можно сказать, в «три волны»: представители общественной организации «Центр славянских традиций» под руководством Чешегоровой Е.М. работали в этом селе в конце 90-х годов, сотрудники Отдела традиционной культуры ГЦНТ Сидорская О.Г. и представитель СО РАН Золотова Т.Н. – в 2000 –х, и специалисты Отдела традиционной культуры БУК ГЦНТ под руководством профессора ОмГПУ Н.К. Козловой – в 2010-х. В результате собран разнообразный материал, в том числе и о традиционном костюме: записи бесед со старейшими жителями села, содержащие сведения об одежде ушедшего поколения, фотографии с изображением крестинцев различных возрастов в типичных «нарядах» начала ХХ века, а также коллекция сохранившихся предметов одежды разных лет первой половины ХХ века. Эти материалы позволяют составить представление о том, в чем состояла, как бытовала, сохранялась и развивалась традиция женского крестьянского костюма сибирского села Крестинское (Крестики) в эпоху перемен, на рубеже веков, а также в начале советского периода.

Традиционный костюм крестьян Сибири складывался под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются этнический, экологический и экономический.

Этнический. Особенности костюмного комплекса были внешним проявлением принадлежности к той или иной культурно-исторической группе населения Сибири, которую, в свою очередь, устанавливают по месту исхода переселенцев, времени и мотивации (в данном случае – старожилы-«чалдоны» – русское население, появившееся в Сибири до середины XIX в). На состав костюмного комплекса, технологию и иногда декор влияли хозяйственные и культурные контакты с коренным населением (казахами, по-сибирски, «киргызами») и с прибывающим русским. Долгое время ближайшим для Крестиков поселением русских была только соседняя Пресновка.

Экологический. Окружающая среда, географическое положение села (на юго-востоке Западной Сибири), природная зона с присущим типом климата (лесостепь с многочисленными пресными и солеными озерами, резко континентальный климат с продолжительной суровой зимой и коротким жарким летом) оказывали существенное влияние на формирование комплекса одежды с адекватными качественными характеристиками.

Экономический. Основа костюмного комплекса жителей села Крестики наследует общерусские черты и определяется родом основных занятий: как большинство православных христиан, т.е. крестьян, они в основном занимались выращиванием льна и зерновых, разведением домашнего скота и птицы, разнообразными ремеслами по переработке производимого и природного сырья для обеспечения всем необходимым в условиях практически натурального хозяйства. Торговые связи с волостным центром, губернским городом и соседними городами на железной дороге (Калачинск, Омск, Татарское) также вносили свои особенности. Повседневная и верхняя одежда, а так же дополнения из домашних материалов (льна, шерсти, полушерсти – нательные рубахи, юбки, шабуры, шубы, чулки, варежки, опояски) выполнялась самостоятельно и заказывалась у мастеров-односельчан (пошив, например, верхней одежды требовал профессиональных навыков. В подтверждение – несколько сохранившихся образцов обнаруживают одинаковый крой и технологические приемы). Ткани для праздничной одежды (шелковые, шерстяные и х/б – ситцы, сатины, кашемиры, жаккарды), а также платки приобретались на торжках и ярмарках.

Таковы обстоятельства, определявшие одну из сторон жизненного уклада старожилов села Крестики, – костюм (в широком смысле) крестинской «чалдонки», его состав, особенности кроя, характер применяемых материалов, виды дополнений и декора.

Большой удачей собирателей стало приобретение в 2011 году коллекции предметов одежды, которые бережно хранились Рощиной Пелагеей Никифоровной, коренной жительницей села, 1926 года рождения.

Рощина П.Н., 1926 г.р., уроженка с.Крестинское, чалдонка. Хранитель коллекции предметов и одежды.

Рощина П.Н., 1926 г.р., уроженка с.Крестинское, чалдонка. Хранитель коллекции предметов и одежды.

Пелагея Никифоровна хорошо осознавала, что вещи, принадлежавшие ее матери (Дворцовой Екатерине Павловне, 1904 г.р.) и сохраненные в память о ней, могут быть интересны и востребованы как предметы бытовой культуры досоветского времени. Осознание этого помогло сохранить их и под напором обстоятельств в тяжелые времена, не использовать, приспособив для детей или собственных нужд, как часто бывало. Эта коллекция, общим числом 43 предмета (включая платки и пояса), помогла составить представление о структуре полного комплекса одежды крестинской «чалдонки» первой трети ХХ в. Собранные ранее и во время последних экспедиций отдельные предметы, а также информация из устных рассказов и фотографий, достраивали недостающее, подтверждали типичное, выявляли особенное в костюмном комплексе.

Структурируя разнохарактерный материал, опираясь на известные принципы и признаки классификации традиционного костюма, мы можем сделать следующие предварительные выводы о составляющих комплекса женской одежды с. Крестиков:

 по назначению: 

– нательная одежда (рубаха на кокетке, прямоугольного кроя, составная – «рукава» и становина);

– горничная одежда (парочка (городского типа), комплекс с платьем (платье, «запон» (передник), комплекс с юбкой (юбка типа «андарак», рубаха на кокетке, «запон»);

02.png

Горничная одежда (парочка (городского типа), комплекс с платьем (платье, «запон» (передник), комплекс с юбкой (юбка типа «андарак», рубаха на кокетке, «запон»);

Женский праздничный костюм-парочка. Первая треть ХХ века, с. Крестинское

Женский праздничный костюм-парочка. Первая треть ХХ века, с. Крестинское


– верхняя одежда (межсезонная – шабур из понитчины, зипун из домашнего сукна, «кофта» на куделе, вате; зимняя – шуба из овчины дубленная, полушубок овчинный черненый, тулуп дорожный, доха);

верхняя одежда (межсезонная – шабур из понитчины, зипун из домашнего сукна, «кофта» на куделе, вате; зимняя – шуба из овчины дубленная, полушубок овчинный черненый, тулуп дорожный, доха);

Верхняя одежда (межсезонная – шабур из понитчины, зипун из домашнего сукна, «кофта» на куделе, вате; зимняя – шуба из овчины дубленная, полушубок овчинный черненый, тулуп дорожный, доха);


– головные уборы (платок «кубовый», «загранишный», кашемировый, полушалок, шаль кашемировая, шаль дорожная, «обручек» (часть женского головного убора);

Головные уборы (платок «кубовый», «загранишный», кашемировый, полушалок, шаль кашемировая, шаль дорожная, «обручек» (часть женского головного убора);

Головные уборы (платок «кубовый», «загранишный», кашемировый, полушалок, шаль кашемировая, шаль дорожная, «обручек» (часть женского головного убора);


– обувь (сапоги, чарки, ботинки);

– дополнения (чулки белые шерстяные; опоясок; вязаные рукавицы из домашней окрашенной шерсти с орнаментом). 

Дополнения (чулки белые шерстяные; опоясок; вязаные рукавицы из домашней окрашенной шерсти с орнаментом).

Дополнения (чулки белые шерстяные; опоясок; вязаные рукавицы из домашней окрашенной шерсти с орнаментом).


 по функции:

– повседневная (парочка с передником, платье с передником, рубаха с юбкой и передником);

– праздничная (парочка из кашемира, шелка с темнофонным передником с тамбурной вышивкой, передником из шелка с машинным кружевом);

– обрядовая (парочка свадебная, платье свадебное с передником из шерстяной, х/б ткани). 

Обрядовая (парочка свадебная, платье свадебное с передником из шерстяной, х/б ткани).

Обрядовая (парочка свадебная, платье свадебное с передником из шерстяной, х/б ткани).

по происхождению и составу элементов:

– общерусские (женский повседневный комплекс с юбкой типа «андарак»,  верхняя одежда (термины, крой, технология и материалы);

– заимствованные (у городского населения – «парочки» и платья из покупных материалов; у аборигенного – принцип многослойного комплекса дорожной зимней верхней одежды (зипун – шуба – тулуп – шаль дорожная – доха);

– сохранившиеся из мест выхода (термин «запон», ситцевые платки русских ситцепроизводящих фабрик, элемент женского головного убора «обручек»);

– «сибириизмы» («опоясок», чарки, темнофонные передники, широкое использование покупных тканей для праздничной одежды).

«сибириизмы» («опоясок», чарки, темнофонные передники, широкое использование покупных тканей для праздничной одежды).

«Сибириизмы» («опоясок», чарки, темнофонные передники, широкое использование покупных тканей для праздничной одежды).


Выводы: 

Женский костюмный комплекс села Крестинское представляет собой локальную версию костюма русских, а именно русских сибиряков-старожилов, «чалдонов» (самоназвание), т.е. переселенцев, прибывших до середины ХIХ века  на территории юго-востока Западной Сибири. Село было основано на периферии по отношению к относительно компактному расселению старожилов в северных районах Омского Прииртышья в 1787 году по одной из версий и в 1830-х годах – по другой. Ограниченные контакты с русскими из-за большой удаленности, а также инокультурное окружение способствовали сохранению, консервации, прочному закреплению в новых условиях культурных традиций (в том числе в костюме), ремесленных навыков, унаследованных из мест выхода. Наряду с характерным диалектом, некоторые особенности женского костюма свидетельствуют о переселении основателей села из южных губерний России (бытование термина «запон» (передник), белых вязанных чулок при широко распространенном орнаментальном вязании рукавиц, устойчивое предпочтение ярких расцветок и смелых сочетаний цветов в костюме с «парочкой», беспримерное для Сибири количество «загранишных» ситцевых платков, сохранившихся от бабушек самых возрастных информаторов).

В целом, можно сказать, что традиция женского костюма в селе Крестики отличалась устойчивостью. Свидетельством является количество костюмов и отдельных элементов, сохранившихся практически у всех представительниц старшего поколения (20-х, 30-х годов рождения) в «яшшиках» (сундуках) и комодах. Многие элементы активно бытовали, привычно использовались и в 60-е годы: в подпоясанных тканым «опояском» шабурах ходили «управляться» со скотиной, «на выход» вязали варежки с «чалдонским узором», белые чулки. Многие до конца жизни шили и носили платья старинного любимого фасона – с кокеткой впереди и облегающей отрезной спинкой. Кто-то хранил парочки и запоны в память о родителях. Творчески активная часть, участницы известного в области аутентичного коллектива «Чалдонцы», использовали до 80-х годов наряды, пошитые в молодости и доставшиеся от матерей, для выступлений на концертах и праздниках, передавая их со временем внучкам, преемницам. Практически все женщины старшего поколения и средних лет сохраняли верность переднику-«запону», непременному дополнению к домашнему костюму любого фасона и, конечно, платку. У каждой крестинской чалдонки хранились, использовались и постоянно, при удобном случае, пополнялись целые коллекции платков самого разного назначения, размера и качества. Это лишний раз свидетельствовало о жизнелюбивом стремлении окружить себя, наполнить жизнь красотой доступными способами, например, создавая свой гардероб. То внимание и усилия, которые были направлены на это, и определили живучесть манеры женского населения села Крестики одеваться «по-старинке», вопреки настойчивым предложениям нового времени, общепринятых советских норм, со свойственными для них унификацией состава гардероба, кроя его элементов, упрощением способов декорирования, заменой принципов цветовых решений.

Автор - Репина Татьяна Михайловна руководитель студии народного костюма "Этностиль"


Возврат к списку



скачатьМинистерство культуры Омской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по сохранению объектов нематериального 

культурного наследия народов Омской области.


скачатьПротокол заседания Комиссии по нематериальному 

культурному наследию народов Омской области


1. Протокол от 20.09.2016 г.
2. Протокол от 13.12.2016 г.


Поделиться в соц. сетях