О проекте  | Фотогалерея  |  Контакты
 
НОВОСТИ

Центры русской традиционной культуры Омской области

Тарский район

Тарский район  является исторически сложившимся центром севера Омского Прииртышья, район сохранил самобытность тихой, сельской жизни, патриархальности устоев.  

Д. Бобровка

В д. Бобровка Мартюшевского сельского поселения на сегодняшний день проживают 145 латышей. Бобровка – одна из 4-х деревень России, где говорят на родном латышском языке и пожилые, и молодые люди. Здесь сохранились и передаются из поколения в поколение латышские традиции. В Бобровке при Доме культуры создан фольклорный ансамбль «Варавиксне», рководителем которого является Вакенгут Ольга Асафовна, латышка по происхождению. Участники данного коллектива изучают и пропагандируют латышские народные обычаи и культуру латышей. Хранят здесь и традиции латышской кухни: гурманов ждут пирожки со шпиком, сыр с тмином, горох с салом.

Национальные мотивы удивят и в предметах быта: старинные утюги и колыбели, фотографии переселенцев из Прибалтики, самотканные платки. В поселении можно посетить фермерское хозяйство и покататься на лошадях, побывать в гостях у местных мастеров по плетению корзин, изготовлению деревянных ложек, вязанию на граблях и пр.

Ежегодно Бобровку посещают гости из Латвии – народные мастера, учителя латышского языка и др.

Латыши будут рады гостям и на народном празднике «Лиго», который отмечается в ночь с 23 на 24 июня– с хороводами, танцами, песнями.

Древний латышский праздник летнего солнцестояния, смысл которого заключается в чествовании бога плодородия Яниса. В Янов день собирают травы, считалось, что в этот день вся растительность обретала лечебные свойства, плетут венки из дубовых листьев и украшают ими себя, животных, свой дом.

С. Атирка – Атирское сельское поселение

Д. Баженово – Мартюшевское сельское поселение

Здесь живут потомки белорусских переселенцев. Их предки приехали сюда на рубеже XIX–XX веков, но память о том, что корни местных жителей уходят в Белоруссию, крепка. Своих предков жители Атирки называют самоходами, а себя – русскими. Только некоторые из местных жителей говорят о том, что если их предки пришли из Белоруссии, то и они сами – белорусы.

 Гостям предлагают окунуться в атмосферу крестьянского быта, познакомиться с белорусскими  традициями и обрядами, открыть тайны национальной  кухни, принять участие в мастер-классе по различным видам белорусской вышивки.

Одним из белорусских праздников, отмечаемых в Тарском районе, является «Гукание весны».  Этот   обычай – один из самых жизнерадостных и оптимистичных. Чтоб ускорить ее приход и устраивается народный праздник, который носит название «Гуканне вясны», праздник не только яркий, но и очень музыкальный. Кликать весну начинают девушки, поющие песни-веснянки.

Д. Машканка, Усть-Тарское сельское поселение

Чуваши освоили эту местность в конце 1927 года. Заселяя таежную территорию, чуваши принесли сюда свою самобытную культуру, песни, кухню, и волею судеб оказавшиеся рядом с ними люди других национальностей охотно перенимают их неспешный образ жизни. В Машканке варят домашнее чувашское пиво по старинным рецептам, пекут хлеб. Интересны и национальные блюда, которыми угощают гостей чуваши: хупла – пирог с начинкой из картошки, лука и шкварок и шартан - фаршированный мясом, печенью и сердцем овечий желудок. Сохранилась здесь и традиция топить баню по-черному. Чуваши считают, что именно такая баня обладает мощным оздоравливающим эффектом. Туристы могут окунуться в атмосферу национальной культуры чувашей, получить удовольствие от оздоравливающих процедур и великолепного вида окружающей природы. 30 сентября чуваши отмечают День Веры, Надежды, Любви. Участие в этом женском этническом празднике может быть особенно привлекательным для туристов.